О Спасской церкви

В клировой ведомости по Спасской церкви села Кулаева Казанского уезда Казанской губернии за 1815 г. значится, что каменное здание церкви было построено в 1735 г. По данным клировой ведомости за 1909 год значится, что церковь была построена в 1762 г. помещиком бригадиром (воинское звание, соответствует генерал-майору) Иваном Федоровичем Люткиным.

Из храмозданной грамоты епископа Гавриила видно, что построение этого храма было разрешено господину Люткину 31 августа 1761г., а по надписям на крестах видно, что главный храм освящен 23 октября 1763 г. Смоленский — 28 июля 1767 г., а о последнем- неизвестно.

Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны- во имя Смоленской иконы Божьей матери; в теплом приделе с левой стороны- во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Открылась церковь к празднику Спаса. С тех пор село именуется Спасское-Кулаево. Спасская церковь памятник культовой архитектуры русского барокко. Храм симметрично-осевого построения, четверик двусветный, восьмерик небольшой, под сомкнутым восьмигранным сводом. Боковые приделы наплывают закругленными объемами алтарей на небольшую трапезную, примыкая, охватывают нижний ярус трехъярусной, восьмигранной в плане колокольни под высоким шатром. Ярус звона колокольни- с арочными проемами в гранях и активно выраженными архивольтами. На шатре- небольшие проемы-резонаторы. Полукруглая в плане аспида покрыта высокой конхой. Нижние проемы Храма арочные, верхние- с лучковым завершением, лучковые проемы в гранях восьмерика чередуются с нишами аналогичной формы. Все окна обрамлены опоясанными полуколонками с завершением в виде «петушьих гребешков» различной формы. Церковь выделяется высоким шатровым купольным завершениями объемов. особенность композиции -в смещении приделов к западу  и размещении колокольни ближе к Храму. В оформлении церкви использованы: опоясывающие лопатки, городковые карнизы, ширинки.

В 1825 году помещиком села был Иван Яковлевич Неслов. Спасское -Кулаево было одним из самых крупных сел Казанского уезда. До уничтожения крепостного права село состояло из нескольких слобод, крестьяне, жившие рядом с Храмом придерживались раскола (староверы). Церковь находилась на горе посередине села. С отменой крепостного права большая часть крестьян (до 200 семей) переселилась в Казань. С их уходом церковь осталась в конце села. В 1867 г. помещичью усадьбу и землю, находящуюся при ней, купил потомственный почетный гражданин казанский купец 1 гильдии Измаил Искакович Апаков. Он приобрел землю вместе с мельницей и питейным домом от прежней владелицы варвары Николаевны Пыхачёвой, которой это имение досталось от матери коллежской советницы Анны Ивановны и брата Александра Николаевича Стрелковых в 1844 году. До прибытия Апакова население было русскоязычное, с его приездом на территории села снова стали расселяться татары в дачах (лесных караулках). В 1882 году был ряд пожаров, истребивших большую часть села (172 двора). Погорельцы при школе селились в Колкомерку Лаишевского уезда. Усадьба почетного гражданина Апакова состояла из девяти домов, водяной мельницы, пасеки.

В соответствии с указом Его Императорского Величества, данному 20 ноября 1845 г. о распространении нормальных штатов на Казанскую епархию, церковь была причислена к четвертому классу, при ней находился священник, дьякон, дьячок, пономарь и просфира. Причту принадлежали церковные дома, устроенные на церковной усадьбе. Состав причта в течении 19 — 20 веков менялся. По сведениям клировой ведомости о Спасской церкви за 1815 г. по штату было положено иметь одного священника, одного дьякона, одного дьячка, одного пономаря.

Часовен было две: первая- небольшая каменная часовня- была сооружена одновременно со Спасской церковью и находилась при ограде у Святых ворот; внутри была уставлена иконами, а на двери висел ящик для доброхотных пожертвований. Другая каменная часовня была устроена в 90-е годы 19 в. одним из крестьян деревни -Больших Дюртилей (сведений о дате освящения часовни не обнаружено). Приходские деревни-Ивановское, Никольское, Большие Дюртили, Малые Дюртили.

 В приходе Спасской церкви действовала земская школа в селе Кулаево, открытая в 1877 году при содействии приходского священника Н. Бокова г. При самой Спасской церкви существовала библиотека, ежегодно пополнявшаяся выписываемыми за счет церкви журналами и книгами.

В Спасской церкви имелись археологические древности-кресло, сделанное из беспробного серебра и именовавшееся » креслом Петра Великого», и изображение сидящего в оковах Спасителя в терновом венце, вырезанное из дерева (сейчас находится в селе Кабаны).

В 1888г. все имение купил богатый помещик Осип Яковлевич Молотков. В 1890 г. Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 м. от берега реки Меша. Приезжал Молотков в Кулаево редко. Дела вел управляющий Александр Гаврилович Криневский. Умер помещик в 1915 г. в Сорочьих горах. Отпевали в Спасской церкви. После него помещиком стал его сын Яков Осипович, который нередко приезжал на машине в село (это было в диковину) и ребятишкам бегущим за машиной бросал конфеты и медяки. Узнав, что власть перешла к Советам, управляющий и прислуга бежали, захватив то, что смоги увезти.

Состояние Храма на 1909 г. было прочным, с такой же колокольней. Вокруг церкви существовала каменная ограда с железной решеткой.  В главной церкви иконостас был пятиярусный, а в боковых храмах-двухъярусный. Икон, особенно чтимых не имелось, за исключением копий с икон Божьей матери Скоропослушницы и святого великомученника Пантелеиимона  с Афона, к которым  прихожане относились с большим благоговением. В послеоктябрьский период церковь открывали 5 раз. В последний раз закрыли в 1939 г. В этом же году сбросили 8 колоколов, одни из них 125 пудовый. На колоколах были выбиты фамилии мастеров, вес, в каком году отлили и для какой церкви.

С 1940-1958 гг. в здании церкви были классы. Все фрески и росписи были уничтожены.

 В  1998 году по указу Владыки Анастасия, архиепископа  Казанского и Татарстанского был воссоздан приход Спасской церкви   как приход церкви Животворящего Креста Господня.   Председателем   Приходского совета был назначен Карпухин Александр Петрович, который после рукоположения в сан священника  (17.10.1998г.) определен настоятелем этого храма.  Приходские богослужения были возобновлены, сначала в доме священника (пятистенок бывшего сельсовета), где был смонтирован небольшой иконостас. Затем,  после посильного ремонта придела Смоленской иконы Богородицы служба стала совершаться в храме. По сей день богослужения проводятся регулярно, несмотря на погодные условия: снег-заносы, дожди-грязь и весенний разлив речки Шимелки, через которую по мостику пролегает с горы на гору дорога к нашему храму.

Просмотры(120)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *