Преосвященнейший Никодим (Боков), Епископ Астраханский и Енотаевский (1850-1914)

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7)

 

Преосвященнейший Никодим родился 1 февраля в с. Купля Тамбовской губернии Шацкого района,  в двух километрах расстояния от Вышинской пустыни, расположенной на другом берегу реки Цны. Его родителями были настоятель куплинской церкви свв. мчч. Фрола и Лавра священник Павел Михайлович Боков и Прасковья Григорьевна Бокова в девичестве Репкина. У Параскевы Григорьевны был брат Фрол Григорьевич Репкин, закончивший Тамбовскую семинарию в 1844 году. Их отец Григорий Репкин был священником куплинской церкви свв. мчч. Фрола и Лавра. Овдовев он принял монашество и ушёл в Вышенскую пустынь. Женившись на его дочери Прасковье Павел Боков получил настоятельское место во Фроловской церкви с.Купля.

Расположение церкви святых мучеников Флора (Фрола) и Лавра с.Купля Шацкого уезда Тамбовской губернии на картах Менде и ПГМ. Спутник -с.Купля Шацкий район Рязанской области.

Согласно ревизской сказке с. Купли  о священнослужителях за 1850 г. главе семьи священнику Павлу Бокову  и его жене Прасковье Григорьевне – было по 32 года. К этому времени у них были дети:  Юлия – 6 лет; Василий – 4 года, родился в 1846 г.; Татьяна – 2 года; Николай – был самым маленьким.

Мирское имя Преосвященнейшего Никодима – Николай, его он получил в день своего крещения 4 февраля 1850 года в честь своего небесного покровителя преподобного Николая исповедника, игумена Студийского.

Восприемниками стали Никита Боков из приходского училища села Серпового Моршанской округи и дочь священника села Темешева Ионы Леонтиева, девица Александра. Вероятно, что крёстным младенца Николая был его дядя, брат Павла Михайловича — Никита Михайлович Боков. Оба брата, Павел и Никита родились в семье пономаря Казанской церкви села Боковой Майдан Спасского уезда Тамбовской губернии Михаила Бокова, оба закончили Тамбовскую семинарию, Павел Михайлович в 1842 году, и стали священниками. Можно полагать, что свою фамилию — Боковы они получили созвучную месту своего проживания — Бок-Майдана, Бокового Майдана. Интересно, что в самом Боковом Майдане в Казанской церкви впоследствии служил священнослужитель по фамилии Куплинский, семья которого была родом из с.Купля.

 Путешествие на родину епископа Никодима Бокова.

С самого раннего детства  суждено было Преосвященнейшему Провидением проходить суровую школу крайней бедности, всевозможных лишений и неустанного, непрерывного труда, способного сломить и не слабые, не заурядныя силы. Насколько скудна была его жизнь в детстве, об этом говорит то, что приход его отца состоял только из 40 домов прихожан, а притч, между тем, состоял из священника, дьякона и двух причётников. У всех членов притча одних детей, кроме проживающих  у них родственников, было 23 человека. Бедность поэтому была просто поражающая. Денежного дохода было чрезвычайно мало, содержалась же семья родителей Преосвященнейшего исключительно трудами рук своих  — обработкой земли, которой, к счастью, было достаточно и была она плодородна. Дети с малых лет также приучались ко всякой работе. В таких жизненных условиях слагалась личность Преосвященнейшего, закаляясь в труде, в терпении, в привычке не замечать  лишений. Скудна была жизнь в семействе родителей Владыки, но весьма богата добрыми примерами благочестия, трудолюбия, высокой нравственности и самоотверженного исполнения долга пастырского служения. Почитание всех правил церкви о праздничных днях, постах, говении, причащении, возжигании свеч и лампад под праздники, окропление святою водою окон и дверей в День Богоявления, неуклонное стояние всех детей во время чтения отцом предпраздничного правила, развёртывание и складывание книжки с крестным знамением, утренняя, вечерняя, предобеденная и послеобеденная молитва, неуклонное хождение в церковь к утрени и обедни – всё это считалось чем-то ненарушимым и святым, а случайное нарушение – немалым грехом, в котором непременно нужно покаяться.

Но особенно благотворное влияние имела  на Преосвященного жизнь в детстве у деда — иеромонаха Вышинской пустыни. Здесь в душу отрока залегла впервые любовь к торжественному богослужению,  а равно и любовь к монастырям  и монашеству. Монастырь был колыбелью его нравственно-религиозного воспитания с 6,5 до 8,5 лет , когда он был отправлен для обучения в Шацкое духовное училище ( 1 сентября 1858 года).

Тяжела была жизнь и наука того времени.     Шацкое училище, куда 8-летним отроком  поступил Первосвященнейший,   представляло собой деревянную казарму, в которой не было стекол в рамах, и зимой никогда не отапливалась, нагревались классы дыханием  учеников. Ученики сидели в шубах,  научиться чему-либо в классе при таких условиях было, конечно,   немыслимо: уроки учились дома, на квартирах, а в классе  только спрашивали, да наказывали за дурные ответы. Нужна была особая крепость духа и тела,  а главное особая милость и Промышление Божие, чтобы не погибнуть в такой обстановке.

Успешно окончив училищный курс Николай Боков был переведён в Тамбовскую  духовную семинарию, где для умственного развития юноши условия оказались более благоприятными. Талантливые преподаватели с добрым и гуманным отношением к учащимся, особенно, нуждающимся и бедным, к числу которых и принадлежал Николай Боков. На втором году обучения в Тамбовской семинарии он лишился своего родителя. Кончина отца настолько губительно повлияла на юношу, что ему грозила опасность навсегда расстаться с семинарией, если его не примут на «казенное» место, ввиду полного отсутствия своих собственных средств к содержанию. Милость Божия и содействие добрых людей помогли сироте поступить на казённое содержание, а затем он был принят в семинарский корпус, чего он так безуспешно и настойчиво добивался ранее. Лишения и бедствия не прошли бесследно, не говоря о душевных скорбях, которые были слишком тяжелы.  Здоровье из-за них расстроилось: начала болеть грудь, образовался катар лёгких и ревматические боли во всём теле. Зато учение и развитие пошли настолько успешно, что богословский класс окончен был по первому разряду, даже в первом десятке, так что появилась мечта о поступлении в Академию. Этой мечте в то время, не суждено было осуществиться, но гораздо позже.

13.07.2019 г. Воспитанники старшей группы воскресной школы и прихожане Спасской церкви с.Кулаево совершили паломничество на родину епископа Никодима (Бокова)

По смерти о. Павла Бокова приход церкви свв. мчч. Фрола и Лавра в с. Купля был упразднён и переведён в с. Шаморга к Богоявленской церкви. В Распоряжении епархиального начальства в № 10 от 15 октября 1872 года написано так: «В село Копыл Борисоглебского уезда, на праздное причетническое место, определён студент Николай Боков с званием псаломщика».

Таким образом, после окончания семинарского курса ему пришлось занять место псаломщика и учителя в глухом степном селе Копыле Борисоглебского уезда. Много невыносимо тяжких и крайне изнурительных трудов пришлось вынести студенту Н.П. Бокову на этом первом месте общественного служения. Он обустроил помещения для школы и приобрёл самые необходимые предметы школьной обстановки: но ещё труднее было для него преподавание в тесном, невыносимо душном помещении, наполненном едва ли не сотнею крестьянских ребят. Ревностный учитель, по его собственным словам, приходил из школы буквально разбитый, изломанный от постоянно наклонного положения головы при наблюдении за учениками, сидевшими не за партами (каковых и не было), но за двумя кое — как сбитыми досками. Приличная школьная обстановка после неимоверных усилий была им, наконец, приобретена.

Книга о селе Копыл, где учительствовал псаломщик Николай Павлович Боков

Желание учиться в Казанской Академии заставило студента Н.П. Бокова  искать место псаломщика в Казани. Но Господь опять судил иное. Преосвященный Казанский Антоний (Амфитеатров, известный учёный, доктор богословия) предпочёл назначить его  на должность сельского священника Казанской епархии. Рукоположение Н.П. Бокова во священника совершено   было Владыкой Антонием 8 ноября (21 ноября н.ст.) 1873 г., в домовой церкви Казанской Духовной Академии, в день храмового академического праздника Св. Архангела Михаила. Вот как об этом написано в Известиях Казанской Епархии № 24 за 1873 год.: » 8 числа — в собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, Его Высокопреосвященство совершил в академической церкви божеств. литургию, а после оной молебен небесным силам, в сослужении архимандритов зилантовского Ювеналия, ректора семинарии Варсонофия, ректора академии протоиерея Александра Владимирского, экстраординарного профессора священника Евфимия Малова, доцента иеромонаха Тихона, помощника инспектора священника Владимира Курганова, и студентов священников — Никиф. Каменскаго и Андрея Светлакова. За первою рукоположены — студент семинарии Николай Боков во священника села Шапшей, казанск. уезда; а воспитанник Владимир Мясоедов, назначенный к производству во священника села Каинок, свияжского уезда, в диакона. Слово произнесено самим преосвященным.»

Преосвященный Антоний  пророчески сказал Н.П.Бокову: «придёт время будешь и в Академии, а теперь иди и послужи Господу в сане священника: может быть я даже дам тебе место священническое в Казани – и тогда поступишь в Академию».

Пришлось, хоть и с тяжкою скорбью, повиноваться воле Владыки Антония, и такое подчинение впоследствии оказалось воистину ко благу для подчинившегося, как и всё, что с нами делает Промысел Божий.

∗Пробыв некоторое время в Казани, о. Николай Павлович 18 декабря 1873 г. был назначен Владыкою Антонием на священническое место, уволенного по болезни за штат священника Александра Петровича Скворцова, в с. Кулаево, Казанского уезда, в 30 верстах от Казани.

И вот в жизни Владыки начинается новая, довольно продолжительная (11 лет) эпоха неустанного делания на духовной ниве в скромной должности сельского пастыря. Труды его на этом поприще были ревностны, усердны, разнообразны, подчас невыносимо тяжелы как в физическом, так и в моральном отношении. Но в то же время, для молодого священника весьма плодотворны, отрадны и утешительны по своим добрым, ощутимым результатам. Особое внимание о. Николай обращал: 1) на усиление религиозности и доброй нравственности на своём приходе; 2) на водворение школьного просвещения; 3) на благоустроение храма Божия и 4) на сообщение полезных агрономических и вообще хозяйственных сведений своим прихожанам. Могучим оружием в деле водворения религиозности и доброй нравственности служили для о. Николая постоянные церковные поучения, домашние беседы с прихожанами и особенно св. Таинство исповеди. Этому последнему делу о. Николай отдавал всё своё усердие, не жалея ни времени, ни труда. На первой и второй неделе Великого Поста говеющих собиралось до 400 человек в неделю и о. Николай в течение двух с половиной дней пред св. Причастием почти не выходил из церкви, исповедуя до часу и до двух часов ночи и начинал исповедь пред утреней часов в 5 утра. Результатом такого необычного внимательного отношения к делу исповеди было удивительно близкое знакомство пастыря с духовно нравственным состоянием каждого прихожанина, в самых сокровенных изгибах его души, так что в случае надобности, каждому из них отец Николай мог преподать весьма добрый и полезный совет в трудные минуты его жизни.

В декабре 1878 года по представлению епархиального начальства он был определён законоучителем Кулаевской земской сельской школы открытой благодаря его стараниям в августе того же года.

140 лет школе села Кулаево

На праздновании 140-летия Кулаевской школы

Обладая незаурядным, выдающимся преподавательским талантом, о. Николай обратил серьёзное внимание на развитие и водворение школьного просвещения в своём селе и в этом деле достиг блестящих результатов в качестве редкого, образцового законоучителя. Чтобы запечатлеть необходимые  истины в сознании и памяти детей, о. Николай тогда же ещё сделал попытку рассказать детям в кратком, живом и связном повествовании историю нашего спасения во Христе. Через 14 лет (уже в сане Преосвященного) он издаёт брошюру «История нашего спасения во Иисусе Христе для простого народа», в которой он, в связной форме изложил всё самое существенное и необходимое для христианина в курсе Закона Божия. Свой урок о душе, о Боге и Его свойствах о. Николай давал на учительских и законо — учительских курсах в г. Казани, в сентябре 1878 года, в присутствии множества учителей и учительниц, тронутых модным вольномыслием и враждебно настроенных вообще против преподавания Закона Божия в сельских школах священниками. За именно этот, образцово проведённый урок, в связи с отличною постановкой всего преподавания Закона Божия в своей школе, о. Николай комиссией по народному образованию Казанского земства, в которой были и люди с высшим образованием, был аттестован как «Замечательный преподаватель Закона Божия» и представлен к награде Казанскому Архиепископу.

История нашего спасения во Иисусе Христе

Столь же счастливым успехом благословил Господь и заботы отца Николая о построении новой церкви в деревне Люткино (составлявшей прежде часть прихода с. Кулаево). Открытие нового прихода в этой деревне осуществилось в то время, когда о. Николай был в Казани студентом Академии. За хлопоты и энергичное содействие прихожан в деле постройки новой церкви, церковных домов и школы жители деревни Люткино отблагодарили отца Николая поднесением наперстного креста с украшениями. Не по своей денежной ценности дорог этот крест, но бесценен для Владыки, как выражение горячей любви и благодарности бывших его прихожан. Преосвященный часто надевал этот крест и носил его с особою любовью как величайшую для себя драгоценность.

 

Вышеописанные пастырские труды постепенно сблизили и сроднили пастыря с пасомыми настолько близко, что когда, по изволению Божию и по воле нового Казанского Архиепископа Палладия о. Николай в 1884 г. был переведён священником в Казань, в кафедральный собор (без всякого прошения со своей стороны), то горю и слезам признательных прихожан не было границ и пределов. И на самого о. Николая это прощания с любимыми чадами духовными (10 сентября 1884 года) произвела потрясающее, невыносимо тяжкое впечатление, но делать было нечего: нужно было повиноваться воле Архипастыря.

В селе Кулаево в семье отца Николая и его супруги Елизаветы Павловны родились пятеро детей. В 1880 году старшей дочери Елизавете было 7 лет, Александру 4 года, Марие 3 года, Валентине 2 года. Супруге же было 25 лет. В 1882 году родился сын Владимир. Известно, что Боков Александр Николаевич родился 18 мая 1876 г.р. и крещен 24 мая священником села Пестрецы Иоанном Фортунатовым с причетниками Леонидом Жемчужниковым и Федором Отарским. Восприемниками были: Инспектор Казанской Духовной семинарии Александр Федорович Зеленецкий и жена эконома Каз. Дух. семинарии Александра Львовна Воздвиженская.

В 1905-1912 гг. — бывший ректор Казанской духовной семинарии, протоиерей Александр Федорович Зеленецкий (ум.1915), выпускник Казанской духовной академии 1868 года, до назначения в монастырь служил в Кафедральном соборе. Написал подробный труд об истории монастыря, мимо которого не пройдет ни один исследователь, изучающий историю святой обители.

В годы служения в Спасской церкви села Кулаево о. Николай Распоряжением епархиального начальства был удостоин знаком Красного Креста по Казанской епархии, в 1879 г. набедренником,  в 1884 г. скуфьёй.

∗В Казани для отца Николая началась новая жизнь и новая деятельность: любимое служение пастырское заменилось иным служением, почти чиновничьим, канцелярским. Особенно много трудов, хлопот и волнений пришлось вынести о. Николаю по должности председателя правления свечного епархиального завода, на котором долгу числилось сто тысяч рублей. О. Николай, за время своего управления делами завода не только погасил этот долг, но и сумел соблюсти чистого капитала 167 000 рублей, да, кроме того, дал за указанное время на устроение епархиального училища 40 000 рублей так что всей прибыли за семь лет приобретено о. Николаем около 210 000 рублей. Среди неустанной работы по свечному заводу отнимавшей у отца Николая по 14 часов сутки, он и не заметил, как злая чахотка подкралась к его супруге и свела её в могилу. В 1887 году отец Николай остался вдовцом с пятью малолетними детьми. Но здесь то и оправдались как бы пророческие слова преосвященного Антония, которого при назначении студента Н.П. Бокова в сельские священники говорил ему: «Будешь в своё время и в Академии». Действительно, о. Николай в возрасте 37 лет и чрез 15 лет после окончания семинарской науки вполне удовлетворительно и без всякой подготовки выдержал приёмный академический экзамен к изумлению всех посторонних и к своему собственному. Будучи студентом Академии о. Николай по настойчивому требованию Архиепископа Казанского Павла, должен был по-прежнему оставаться как священником кафедрального собора, так и председателем свечного епархиального завода, будучи вынужден работать уже вдвойне. Кроме того в этот период он был назначен и членом Казанского епархиального попечительства. Этой тяжкой двойной работой он несколько притупил острую скорбь своего вдовства, но едва не свёл самого себя в могилу: при переходе на 4 курс у него пошла кровь горлом и было уже намерение, оставив академию, готовиться к смерти. Но Господь Бог спас и добрые товарищи удержали от выхода из Академии, так что о. Николай весьма успешно окончил полный академический курс, пятым по списку кандидатом в 1891 году. По распоряжению Святейшего Синода в 1888 году ко дню Святой Пасхи священник Кафедрального собора о.Николай был награждён камилавкой.

∗Отдохнув год по окончании академического курса, отец Николай решил исполнить данное при гробе жены обещание поступить в монахи и отдаться духовно-учебной службе. При покровительстве  товарища обер-прокурора Синода Владимира Карловича Саблера с отличной рекомендацией, как способный и неустанный работник,   Высокопреосвященным Павлом (Лебедевым)  Архиепископом Казанским и Свияжским, отец Николай в мае 1892 года был назначен инспектором Тульской семинарии, с правом вступить в должность 15 августа. К этому времени о. Николай прибыл в Тулу, а 6 сентября был пострижен Высокопреосвященным Тульским Никандром  (Покровским) в монашество с именем Никодим.

На этом новом и необычайном для себя месте служения отец Никодим обнаружил во всём блеске свою прежнею энергию и деловитость — с одной стороны усиливая разумную строгость значительно ослабевшей пред тем дисциплины среди учеников Тульской духовной семинарии, а с другой — неусыпной заботой об улучшении стола и вообще материального быта питомцев. В короткое время он улучшил пищу учеников, качество одежды, освещение, неустанно смотря за всем сам, бдительно проверяя действия эконома.  Всё это было всегда на глазах учеников и они глубоко это ценили, легко смиряясь с необходимостью более сурового дисциплинарного режима, разумно введённом новым инспектором. Преосвященный Никандр сердечно полюбил за эту деятельность отца Никодима и готовился уже просить его в семинарию ректором (так как старец ректор собирался уже уходить), а зная его прежнею деятельность по Казанскому свечному заводу, назначил его старшим членом управления завода и отечески целовал отца Никодима, когда он быстро привёл ему в полную ясность состояние дел на заводе. Словом, отцу Никодиму предстояло надолго поселиться в Туле и жить под благостным взором и покровительством Священнейшего Архипастыря. Но Господь судил иначе. Совершенно неожиданно Преосвященный Никандр и сам отец Никодим одновременно получили уведомление из Петербурга, что отец Никодим назначен ректором Симбирской духовной семинарии. Это было 3 марта 1897 года, то есть спустя только 7 месяцев по назначении его инспектором Тульской семинарии. Господь не судил уже увидеться Архимандриту Никодиму с сим любвеобильнейшим Архипастырем. Чрез два месяца по отъезду его из Тулы Преосвященный Никандр мирно отошёл ко Господу.

Служение Архимандрита Никодима в должности ректора Симбирской семинарии протекло не без скорбей и огорчений; но он не падал духом и во всей силе проявлял свою обычную энергию и деловитость, обратив главное свое внимание на воспитательную и экономическую часть, которая находилась в сей семинарии далеко не в удовлетворительном состоянии. С целью личного воспитательного воздействия на учеников отец Никодим сам объезжал по вечерам раза 3 в неделю ученические квартиры в сопровождении помощника инспектора, следя за жизнью учеников, справляясь о их занятиях и развлечениях и подолгу беседуя с ними. Ежедневно посещал он и помещения казённо штатных учеников с этою же целью. В экономическом отношении он, в течение двух с половиной лет, не только погасил дефицит семинарии в 800 рублей, но и при отъезде оставил даже накопления в 1500 рублей. Улучшил в то же время и одежду и содержание, закупкой материалов оптом на местной большой ярмарке, и чрез выписку обуви и материалов для одежды непосредственно от Московских фабрикантов. Организовал затем для учеников и общежитие на 100 человек в купленном духовенством здании бывшего духовного училища. Наконец, при нём окончательно было разработано расширение зданий семинарии.

В Епархиальных ведомостях №10 от 15 мая 1895 года сообщалось, что ко дню рождения Его Императорского Величества архимандрит Никодим,  ректор Симбирской Духовной семинарии был удостоин награждения за заслуги по духовному ведомству орденом св. Анны 2-й степени.

Все эти труды отца Никодима достойным образом были оценены Высшей Властью и 12 июня 1895 года последовало Высочайшее повеление о бытии отцу Архимандриту Никодиму епископом Сарапульским, викарием Вятской Епархии.

∗19 июля 1895 г., в среду, в С.-Петербурге совершено было наречение Архимандрита Никодима во епископа. Чин наречения совер­шал первоприсутствующий синодальный член Митрополит С.- Петер­бургский Палладий при участии синодального члена экзарха Грузии Архие­пископа Владимира и присутствующих в  Св. Синоде Архиепископа Финляндского Антония, Херсонского Иустина и бывшего Полоцкого Маркелла. По принятому обычаю Архимандрит Никодим при наречении произнес речь, в которой высказал свой взгляд на пастырское и архипастырское служение, которому  Преосвященный Никодим навсегда остался верным.

23 июля состоялось рукоположение о. Никодима в сан Епископа Сарапульского в С.-Петербурге, в соборе Александро-Невской Лавры.

Викарий Вятской епархии  имеет местопребывание в г. Сарапуле, в 500 верстах от епархиального епископа и счи­тается как-бы полу самостоятельным. В конце августа Преосвящен­ный Никодим прибыл в г. Сарапул и начал свое служение с бодростью и радостным усердием, в благодарение Господу за дарова­ние высокого звания в церкви Божией, а затем отправился к епар­хиальному епископу Сергию (Серафимову) представиться  и получить руководящие указания и завязать сердечные отношения, что ему и удалось вполне.

Самым первым и важным делом, к осуществлению которого должен был приступить Преосвященный Никодим, было приготов­ление условий к скорейшему открытию в Сарапуле самостоятельной епархиальной кафедры, вопрос о которой в Св. Синоде давно уже назрел. Отправляя Преосвященного Никодима в Сарапул  Высокопре­освященный Митрополит Палладий поручил ему немедленно и настой­чиво стремиться к осуществлению этого дела и расположить граждан города к пожертвованиям на благоустройство Архиерейского дома, кон­систории и других епархиальных учреждений.

Преосвященный Никодим по своем прибытии в Сарапул, при­нялся за это дело с обычною для него энергией  и Господь благосло­вил его труды в сем деле полным успехом.

В первый же год он исходатайствовал у горожан 4000 квадр. сажен отличной городской земли, с прекрасным на ней пихтовым и еловым лесом для постройки дачного архиерейского дома,  стоимостью по местной оценке, самое меньшее  в 12 тысяч руб. Личными уси­ленными просьбами приобрел от одного из местных капиталистов благотворителей пожертвование на расширение архиерейского дома в 15 тыс. рублей,  собрал по подписке от купцов на покупку дома для консистории более 9 тыс. рублей и, наконец, упросил другого мест­ного капиталиста купить выгодно продававшийся большой двухэтажный дом для консистории за 15 тыс. руб.

Во второй же год епископ Никодим приступил к устроению в Сарапуле мужского монастыря. Для сего монастыря Преосвященным Никодимом лично были собираемы пожертвования, как для устройства братского хозяйства, так и в неприкосновенный капитал. Много скорби перенес и пережил Преосвященный Никодим при постройке каменного корпуса, когда он  вынужден был сам лично руководить артелью рабочих при постройке, простаивая на стенах ежедневно часа по 4 и по 5-ти, так как жертвователь не был знаком со строительным делом. Дошло до того, что Преосвященному Никодиму привелось самому, сидя на подмост­ках 3-го этажа, выбивать киркою кирпичи, чтобы показать десятнику рабочей артели, как нужно правильно выполнить фигуры над окна­ми, согласно плана. По окончании корпуса Преосвященный Никодим приступил — было уже к собиранию средств на построение ограды и уже куплено было для сей цели 200 тыс. кирпича, но не успел на­чать её постройки, т. к был  переведён  в Благовещенск. При благоустройстве архиерейского дома, Преосвященный Никодим исхо­датайствовал для него угодья: 73 десятин лугов, рыбные ловли и мельницу.

Так энергично и неутомимо трудился Преосвященный Никодим в сане Епископа Сарапульского. Из прочих деяний его, направлен­ных к благоустроению сарапульского викариатства и паствы, отме­тим наиболее выдающиеся: 1) его деятельное участие в устроении, от­крытии и должной организации внутренней жизни Елабужского — Стахеевского  епархиального женского училища.  Добрую память оставил Вла­дыка о себе в этом училище, и в начальствующих, и, наиболее, в воспитанницах, которые всегда встречали его с горячей любовью и великою радостью, как родного отца;     2) его неусыпные заботы об устроении и развитии церковной жизни в викариатстве, особенно же его постоянные, ревностные и трогательные назидания молодым пастырям — ставленникам; 3) его частые и изнурительные разъезды по ви­кариатству для посещения приходских церквей и для руководства приходских священников в их пастырском делании; 4) его заботы о насаждении и преуспеянии церковно-школьного дела и неослабное на­блюдение, за преподаванием Закона Божия в сельских школах; 5) предпринятую им организацию комиссии народных религиозно-нравственных чтений в г. Сарапуле и открытие Владыкою библиотеки-читальни при местном соборе; 6) отеческие заботы Владыки о благоустроении  мужских духовных училищ: Сарапульского и Елабужского, заведывание которыми ему было предоставлено на правах Епархиального Пре­освященного; наконец 7) его заботы о просвещении многочисленных в Сарапульском викариатстве инородцев, детей которых Преосвя­щенный Никодим обучал в Сарапульском духовном училище, с целью образовать из них впоследствии миссионеров-священников и учителей среди инородческого населения Сарапульского викариатства.

Известно, что епископ Никодим участвовал в хиротонии митрополита Киевского и Галицкого, основателя и первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Антония (Храповицкого) (1863 —1936).  7 сентября 1897 года он был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) епископ Самарский Гурий (Буртасовский), и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).

Пять с половиной лет потрудился Преосвященный Никодим в сане Епископа Сарапульского и 17 декабря 1900 года состоялось Его перемещение на самостоятельную кафедру в г. Благовещенск. Преосвященный Никодим быстро собрался в далекий путь и уже в начале 1901 года приготовился к выезду из Сарапула на Дальний Восток. Проводы Преосвященного из Сарапула, вопреки даже собственным его ожида­ниям, отличались необыкновенной теплотой, задушевностью и торжест­венностью. В соборе, во время служения Владыкою прощальной литургии, была необозримая масса народа; все городское духовенство, со слезами горечи и любви, целовалось с Преосвященным, а некоторых он, целуя, обнимал. Народ весь стремился облобызать руку Преосвящен­ного со слезами на глазах. От города явилась к Пресвященному де­путация и поднесла ему икону Спасителя. Целая половина городских священников и некоторые из граждан города выехали провожать Преосвященного за 20 верст, до первой станции; а дальнейшее следо­вание Пресвященного по викариатству до железнодорожной станции,  на протяжении 200 вёрст,  было похоже на какое-то торжественное шествие: духовенство везде с любовью встречало и провожало Преосвя­щенного Никодима, высказывая ему чувства любви и благодарности за мудрое, твердое и исполненное практического такта руководство его в пастырско-законоучительской деятельности. 9 февраля 1901 года Преосвященный сел в вагон железной дороги и чрез 25 дней при­был 6 марта в г. Благовещенск, где был торжественно встречен городским военным губернатором, представителями города, духовенством, уча­щимися всех учебных заведений, воинскими чинами и массою народа.

∗С  7-го марта 1901 года  началось управление    Преосвященнейшего Никодима Благовещенской паствою. Эта окраинная епархия,  при знакомстве  с её делами, оказалась в высшей  степени неустроенною.  Ещё по дороге из России  Преосвященный  на протяжении 800 верст начал обозревать церкви и пришел в ужас и величайшую скорбь от их  печального состояния. При этом оказалось, что церкви эти разбросаны на крайне большом расстоянии одна от другой, а в целой трети об­щего их количества нет, уже довольно долгое время,  священников. Даже в самом Благовещенске в некоторых приходах вакансии священников не были заняты. Кафедральный со­бор оказался крайне маленьким, жалким и бедным по виду вет­хим храмом, неизмеримо худшим и по внешнему, и по внутреннему состоянию многочисленных сельских церквей в Российских епархиях.  Архиерейский дом представлял собою жалкую, казарменного вида, деревянную руину на крошечном поместье (на углу двух пыльных улиц города), так что даже  экипажей и хозяйственных вещей дол­жным порядком поместить было некуда; церковь архиерейского дома представляла собою нечто в роде отгороженного небольшого чулана и настолько была жалка, мала и убога, что не могла пойти ни в какое сравнение ни с  прекрасным сельским каменным храмом, в кото­ром служил Владыка в бытность свою сельским священником, ни с теми величественными сельскими храмами, которые приходилось ему обозревать в Сарапульском Викариатстве. Консистория бедствовала, не имея собственного дома и помещаясь из милости в доме епар­хиального попечительства… Семинария с 1-го июня оставшись совершенно без средств для своего содержания, за их полным к тому времени израсходованием  учебный год закончила с дефицитом  в 13 тыс. руб. Здание её, по внутреннему своему виду и состоянию, представляло из себя подобие какого то грязного трактира, с испачканными чернилами и грязью стенами, с выбитыми стеклами в дверях классов, с протоптанными полами и лестницами… Епархиального женского училища в епархии не было и о нем только строились планы и собрано было немного денег, но конца решения вопроса, за недостатком энергии и средств  не предвиделось…  Новый, недостроенный, вследст­вие образовавшейся трещины и обвалов в арках, Кафедраль­ный собор  стоял с непокрытым разобранным куполом и с неубранными  внутри «лесами», которые свободно расхищались хищниками из город­ской  нищеты…

Но самою тяжелою и опасною язвою в жизни Благове­щенской паствы было целое море сектанства и наклонность к сектантству в подавляющем большинстве православного населения, с ярою на­клонностью сектантов неудержимо пропагандировать свое лжеучение, и эта пропаганда особенно большие успехи сделала в большом рай­оне православного населения в так называемом ,,Зазейском“ (за рекой Зеей) крае.  В остальной части епархии вниз но течению Амура и по реке Уссури была одна сплошная картина: убожество храмов, множе­ство приходов без священников, холодность казачьего населения к вере и жалкие гольдо- гиляцкие стойбища, с народом диким, не име­ющим никакого понятия о вере, и со священниками-миссионерами, не знающими ни одного слова по инородчески и не желающими изучать язык своей паствы, а только рвущимися поскорее выбраться или в „Зазейский»  хлебный край, или в казацкие станицы.

Духовенство епархии только в размере 40-50% можно было считать образованным, а остальные — или выходцы из России, из неудачников по службе на родине, или же вышедшие из местных крестьян и мещан, набившие язык и руку в грамоте!..

При таких то в высшей степени тяжелых условиях и при та­ком крайне печальном и расстроенном состоянии Благовещенской епархии судил Господь вступить Преосвященнейшему Никодиму в управление ею. Было над чем призадуматься, было даже  отчего прийти в уныние и отчаяние, но Преосвященнейший Никодим, привыкши покориться безропотно определяемой ему Господом и начальством  судьбе, не захотел разливаться в бесплодных сетованиях и жалобах, а призвав Господа на помощь, устремился на делание, в это, можно сказать, необъятное море архипастырского труда и борьбы, надеясь хоть что- либо сделать в устроении этого хаоса.

Дело будущего историка со всей полнотою изобразить великость и разнообразие деяний Преосвященнейшего Никодима, предпринятых и совершенных им за время его пребывания на Благовещенской кафедре: мы же ограничимся лишь кратким перечнем  их:

1) На завершение и благоустроение нового кафедрального собора в Благовещенске Преосвященнейший Никодим собрал, посредством «Воззвания» к своей пастве и рассылки подписных листов, более 17-ти. тысяч руб.

2) Открыл епархиальное женское училище, изы­скав средства и на его содержание и 40 тыс. руб. к прежде собранным 33-м тыс. на постройку дома епархиального училища; а до по­стройки такового поместил его в кое-как приспособленном и от­ремонтированном архиерейском доме; для своего же проживания нашел квартиру, испросив  на наём из средств казны по 3000 р. в год и оставшись чрез это без своей церкви, так что молиться за литургией вынужден был ездить или в собор, или в одну из приходских церквей. Для удешевления же постройки дома епархиального училища исходатайствовал 6000 бревен казенного леса.

3) Для сохранения за Духовным Ведомством данной в 1880 г. горо­дом земли в размере 11600 кв. саж., исходатайствовал у Св. Си­нода около 3000 р. для загородки собственно квартала архиерейского дома, а остальные кварталы обнес оградою на местные средства, изы­скав на это, с постройкою сторожевых домов, более 7 тыс. руб. 4) Для развития церковной жизни в епархии и для борьбы с сек­тантством Преосвященный энергично двинул дело об открытии мужского монастыря в „Зазейском“ крае и своими личными отношениями с гене­рал-губернатором Н. Ив. Гродековым достиг того, что он выразил свое согласие на отведение для сего монастыря земли из бывших маньчжурских, прекрасно удобренных земель -2769 десятин, о чем и получено было официальное уведомление.

Для противодействия же сектантству Преосвященный предложил основать в гор. Благовещенске иноческую женскую общину с ремесленно-воспитательным приютом для девочек, внес для начало сего дела свое пожертвование и исходатайствовал у города целый квартал земли на окраине города. 5) Особенно же много труда, скорбей и болезней понесено было Преосвященным в деле организации активной борьбы и полемики с ожесточенным фанатиче­ским сектантством, которое широкою волной разливалось по всему Амурскому краю. С целью этой противосектантской борьбы собственно духовным орудием, Преосвященнейший Никодим, чрез 3 месяца по прибытии на кафедру, организовал особую собеседовательную комиссию под председательством ректора семинарии — из всех священников гор. Благовещенска, с тем, чтобы каждый священник приготовил и произнёс не менее двух бесед, предварительно рассмотренных и исправленных в особой подкомиссии,  из специалистов-знатоков сектоведения. Не довольствуясь этим, Владыка лично съездил в «Зазейский край», на месте познакомился с сектантами и их заблуждениями, основательнейшим образом изучил противосектантскую полемику и начал самолично выступать на бесе­дах, открытых им в январе 1902 г., в поместительном зале одной из городских школ. Эти  беседы начали привлекать массу слушателей православных и сектантов — от 1500 до 2000 человек. Кроме того, Преосвященный открыл у себя на дому частные, более индивидуальные беседы по четвергам и затем нередко отправлялся с некоторыми из своего миссионерскаго кружка в сектантские мо­лельни и вел там полемические беседы с сектантами, при многочи­сленном их стечении, а однажды, в 1902 г., в доме одного видного сектанта баптиста вел беседу с его едино­мышленниками.

Наконец, не ограничиваясь и сими беседами, Преосвя­щенный Никодим с избранными лицами своего кружка предпринимал поездку в большие сектантские селения в Зазейском крае: Толстовку, Гильчин и Тамбовку и там вел также полемические беседы, продол­жавшиеся по шести часов беспрерывно. Чтобы, наконец, поставить твердое противодействие сектантской пропаганде среди православных, указывающей всегда резко на то, что православные пастыри к делу служения относятся небрежно,  Преосвященный настойчиво призывал и городское, и сельское (во время объезда епархии) духовенство „совершать богослужение истово, благоговейно, благочинно и более торжественно, чтобы колеблющимся в вере православным ярко и наглядно показы­вать тем  всю бедность, сухость и жалкую, наводящую уныние, ску­дость сектантского богослужения, с которым лично познакомился Преосвященный, посетив, для наблюдения и изучения, сектантские мо­лельни.

6) С самых первых дней своего служения на Благовещен­ской Кафедре Преосвященный Никодим принял меры к замещению священнических мест, оставшихся незанятыми по целым годам, вследствие недостатка правоспособных кандидатов священства. С этою целью он и лично и через консисторию писал приглашения в российские епархии кандидатам и этою мерою достиг того, что в течение первых двух лет принял в свою епархию около 20-ти духовных лиц, так что незамещённых священнических вакансий после сего оказалось не много.

7) Не менее хлопот и трудов поне­сено было Преосвященным и в деле упорядочения жизни и деятельности духовной семинарии, духовной консистории, а равно и церковно — строительного комитета. По отношению к этим, важнейшим во всякой епархии учреждениям, Владыка проявлял необходимую строгую требова­тельность, настойчиво добиваясь исполнения всех уставных предписаний и постановлений закона: этим он хотел, насколько возможно, ввести жизнь и деятельность сих учреждений в законные рамки, чего в отдаленной Благовещенской епархии дотоле совсем почти не было.

8) Устраивая, таким образом, епархиальные учреждения в г. Благовещенске и следя за водворением всюду определенного порядка со всею тща­тельностью и вниманием, Преосвященный с не меньшим, если, не с большим вниманием отнесся к благоустроенно церковной жизни и вне города Благовещенска — в епархии. Он совершал беспрестанные разъезды по своей необъятной епархии, путешествуя то по железным дорогам, то на лошадях, то на пароходах, то даже на утлых лодочках и, при том иногда в глухое ночное время… Уже в течение первых двух лет своего служения на Благовещенской кафедре он изъездил свою епархию вдоль и поперек, в разных направлениях, сделав при этом до 15-ти тыс. вёрст по обозрению церквей и приходов; а если присоединить сюда 6200 вёрст, которые он сделал, следуя из России в Благове­щенскую епархию, то на два года его службы падает 21000 вёрст пути: цифра не малая хотя бы и для молодых лет и сил и крепкого здо­ровья! Это обозрение церквей епархии было у Преосвященного Никодима не простым только осмотром одних церквей, их утвари, ризницы и внутреннего и внешнего вида; но имело главною целью, прежде всего мо­литвенное общение с своими пасомыми, а затем пастырское поучение и вразумление их к святой благочестивой жизни, знакомство с их религиозно-нравственным состоянием и со степенью их усердия к молитве и благоустроению храма, подробное ознакомление с отношениями местного пастыря к пасомым и способами и приемами его пастыр­ского на них воздействия и наконец, подробное руководство его в пастырской и законоучительской деятельности, посредством сооб­щения лично выработанных Преосвященным приемов и способов в бытность сельским пастырем и законоучителем, а затем Еписко­пом Викарием, в пять лет по три раза побывавшим в селениях викариатства и, притом, всегда в зимнее время, когда и церкви полны от встречающего народа и школы в полном движении в них учеб­ного дела и наполнены учащимися.

9) Наконец, много внимания было уделено Преосвященным весьма важному делу христианского просве­щения инородцев и успешному ведению проповеди христианства среди многочисленных язычников Амурской области.

Таковые выдающиеся труды Преосвященнейшего Никодима были вознаграждаемы Высшей Властью; так, в 1902 г., ко дню рождении Его Императорского Величества (5-го мая) Владыка был сопричислен к ордену св. Владимира 3-ей степени.

В 1901 году в г. Благовещенск прибыл с семьёй священник села Дебес Сарапульского уезда Вятской епархии сын Владыки Никодима Александр Боков. Указом Его Императорского Величества он был назначен 17.04.1902г. в Благовещенскую епархию и определён на священническое место к Вознесенской кладбищенской церкви г. Благовещенска. Отец Александр Боков был назначен и членом Благовещенского епархиального попечительства о бедных духовного звания, 17.12.1902 г. награждён скуфьёй. Ввиду болезни был уволен в отпуск 27.01.1905г.  Владыке Никодиму пришлось пережить тяжелую утрату, 23 марта 1905 года после продолжительной болезни скончался его сын священник Александр Боков.

∗3-го ноября 1906 года со­стоялось его перемещение с отдаленной Благовещенской кафедры на кафедру Рязанскую.

11 декабря 1906 года Преосвященнейший Никодим прибыл в г.Рязань. С подобающей честью встреченный на границе епархии ключарем собора и одним из членов консистории, и на вокзале представителями гражданской власти, он проследовал в Рождественский кафедральный собор, где был встречен всем духовенством.  Кафедральный протоиерей Ф. Толеров, приветствовал нового Владыку краткой речью. После обычного молебна и многолетий Преосвященный обратился к новой своей пастве  с продолжительной 40-минутной изустной речью, в которой, выразив пожелания духовенству и православному населению своей богодарованной пастве, высказал свой взгляд на те условия, при которых возможен успех пастырского делания – это уважение и подчинение пастырскому и Архипасторскому авторитету со стороны пасомых. Этот свой взгляд Преосвященнейший Никодим старался провести в жизнь своей новой паствы.

Назначение Преосвященнейшего Никодима на Рязанскую кафедру состоялось в самое революционное время с одной стороны и с другой ему пришлось взять в свои руки бразды правления епархией после двух Рязанских Архипастырей, которые при их благостности и опытности не могли нести с должным успехом своё епископство: один по причине крайней старости (80 лет) Епископ Полиевкт (бывший настоятель Астраханского Покровского монастыря); другой (Епископ Аркадий) по крайней болезненности. Само собой разумеется, что эти условия для управления были весьма неблагоприятны.  Не смотря на эти неблагоприятные обстоятельства, тормозящие правильный ход епархиальной жизни, Преосвященнейший Никодим твёрдо и решительно взял в свои руки руль Рязанского епархиального корабля и скоро направил его плавание по надлежащему руслу. Через 2 года управления рязанское духовенство и представители духовно-учебных заведений, чествуя своего нового Владыку по случаю исполнившегося 35 — летия его служения в священном сане, выразили ему свои чувства сыновнего уважения и любви и в своих адресах и речах представили деятельность его в светлых красках.  Местный благочинный градских церквей г.Рязани протоиерей А.М.Виноградов произнёс речь при поднесении юбиляру иконы Архистратига Михаила.

В его подробной, несомненно правдивой речи ярко и живо рисуется облик Преосвященнейшего Никодима, как Архипастыря и Отца в самом строгом смысле этих слов. Большую любовь себе стяжал Владыка  и в среде членов Рязанского кафедрального причта.

Прощание Преосвященнейшего Никодима с Рязанской паствой произошло 7 августа, в воскресение, после литургии в Успенском кафедральном соборе. Пред молебствием Христу Спасителю и св. Василию Рязанскому Владыка произнёс прощальную речь, в которой он,  прежде всего, выразил чувство глубокого сожаления и скорби в ввиду разлуки с паствою Рязанскою и самим кафедральным городом, в котором он уповал найти  вечное  упокоение, почему уже давно, со вниманием и часто всматривался в тот тихий уголок Архангельского собора, в котором мирно почивают Владыки Рязанские…Но судьбы Божии неисповедимы; они проявляются и в жизни обыкновенных людей – частных лиц, а тем более – в судьбах Архипастырей церкви Христовой, в различных обстоятельствах их жизни. Далее Владыка развил мысль о высоком достоинстве и важности сана святительского и о великом значении личности Архипастыря для той или иной церкви. Епископ – это первосвятитель, «Ангел» той или другой церкви; на него именно прежде всего устремлены козни и стрелы врага рода человеческого; Епископу всего более приходиться бороться со множеством самых разнообразных искушений, скорбей и невзгод житейских. «С таковыми искушениями и трудностями пришлось бороться и мне за всё почти время моего служения на Рязанской кафедре.»

Затем Владыка перешел к перечислению и характеристик  этих искушений и неблагоприятных обстоятельств. Из них первое и едва ли не самое главное  заключалось в результатах  и прямых последствиях «освободительного движения», как эти последствия сказались и отозвались на благосостоянии сельского духовенства, на котором разочарованные  крестьяне начали вымещать свои несбывшиеся надежды на даровое получение земли, местами решительно отказывая своим пастырям в плате за исправление треб … Положение несчастных священников и церковно служителей в некоторых сёлах сделалось невыносимым; приходилось посему всемерно стараться о примирении паствы с пастырями и постоянно убеждать пасомых относительно прямой их обязанности снабжать пастырей необходимыми средствами к существованию. Добрые результаты таковой примирительной деятельности не замедлили сказаться и сказываются и по сие время.

Переходя далее к вопросу о материальном обеспечении приходского духовенства и о замещении вакантных иерейских, дьяконских и церковно-служительских мест, Владыка отметил тот отрадный факт, что в настоящее время совсем уже вывелся в епархии, благодаря ему, тот старинный и неполезный обычай, в силу которого таковые места получали со «взятием», т.е. с обязательной женитьбой искателя известного места – на сироте, оставшейся от предшественника; владыкою введен в практику принцип справедливого и безпристрастного распределения священнослужительских мест по заслугам просителей,  по вниманию к их нуждам и многосемейности. Таковой принцип имеет для себя основание и оправдание также в практике древней Церкви.

Третьей и самой важной заботой Владыки была борьба с религиозно-нравственной распущенностью населения, борьба с расколом, иноверием, инославием, сектантством и

прямым, открытым  неверием…Владыка употреблял все зависящие от него меры для насаждения паствы истинной веры и нелицемерного благочестия. В этом святом деле не малую пользу принесло широкое распространение брошюры, составленной самим Преосвященным, под заглавием «История нашего спасения во Иисусе Христе».

Особую заботливость Владыка прилагал  в том, чтобы  везде и всюду насадить и утвердить истинный мир Христов и нелицемерную любовь Божию между собою, как Архипастырем местной церкви, и пасомыми, начиная с представителей клира церковными и кончая обыкновенными членами церкви. Признаки водворения такого мира не замедлили сказаться и, настолько они очевидны, что в доказательствах не нуждаются. «Если ли были и есть лица, недовольные моими распоряжениями, то это и естественно; было бы даже странно, если бы и не было,  и недовольство их должно было происходить от неуклонной требовательности моей в исполнении мною служебного долга. Если же я кого действительно чем обидел –или словом, или делом, или даже помышлением, то усерднейше прошу простить меня, — по христиански, с любовью, как и я вам прощаю всем и всё  и с этими пожеланиями мира и любви я и оставляю паству и богоспасаемый град сей.»

Речь свою Владыка закончил глубоким поклоном. Вслед за совершением молебствия Спасу Милостивому и св. Василию Рязанскому, пред многолетием Его Преосвященству, о. благочинный градских церквей, протоиерей А.М.Виноградов, прочитал адрес Владыке от градского духовенства, по прочтению коего была поднесена ему икона святого Василия Епископа Рязанского…

11 августа в 11ч. 40мин. утра, состоялся отъезд Преосвященного Никодима к новому месту служения. Проводить Владыку на вокзал железной дороги и проститься с ним прибыло много духовных и светских лиц, и во главе их, его сиятельство, начальник губернии, князь А.Н.Оболенский, его превосходительство генерал В.А.Кузьминский, о. ректор духовной семинарии протоиерей П.П.Казанский и случайно находившийся в Рязани бывший ректор Рязанской духовной семинарии, Преосвященный Григорий, ныне Епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии.

Его Преосвященство, Преосвященнейший Никодим, преподав своё последнее святительское благословение, навсегда оставил свою Рязанскую паству, напутствуемый благословениями и добрыми пожеланиями своих почитателей.

Известно, что младший сын  Владыки Никодима Владимир Николаевич Боков, 1882 г.р.  в 1915 г был священником в Рязанском девичьем Казанском Явленском монастыре и на то время было ему 33 г, жена Бокова Лидия Михайловна 24,5 лет. 1890 г.р. У супругов было две дочери: Елисавета Владимировна Бокова 13 марта 1909 г.р. и Ольга Владимировна Бокова 17 апреля 1911г.р. С 1917 года при большевиках в числе первых закрывались монастыри. В Казанском девичьем монастыре был размещен концлагерь и вполне возможно среди первых узников концлагеря был и священник Владимир Николаевич Боков. С этого времени сведений о нём и его семье не сохранилось.

 

∗25 июля 1911 года Владыка был назначен епископом Полоцким и Витебским.

Архипастырское служение Преосвященнейшего Епископа Никодима в Полоцкой епархии было весьма непродолжительно, всего полтора года. Но и за это короткое время управления его Полоцкой епархией он успел, благодаря своей опытности и близкому знакомству по прежней службе с нуждами духовенства и народа, а также и с различными отраслями церковного управления, внести церковно епархиальную жизнь Полоцкой епархии много полезного и доброго. Особенно плодотворны мероприятия Преосвященного Епископа Никодима, направленные к упорядочению экономической жизни и епархии. Благодаря близкому знакомству с производством церковных свеч, Преосвященнейший Никодим, как бывший смотритель Казанского епархиального свечного завода, упорядочил церковно- свечное дело Полоцкой епархии, внеся в управление им много полезных мероприятий. Благодаря его же практическим указаниям- значительно улучшилась экономическая жизнь местных духовно-учебных заведений. Доселе оканчивавшиеся обыкновенными дефицитами гражданские годы в учебных заведениях епархии окончились в первый же год правления Преосвященного Никодима в Полоцкой епархии остатками экономических сумм. Упорядочены были Преосвященнейшим Никодимом арендные статьи как архиерейского дома, так и монастырского, и церковного. Обращено им было должное внимание на поддержание и развитие операций епархиального братского склада. Руководствуясь Высочайше утвержденными инструкциями для церковных старост и настоятелей церквей, Преосвященный Никодим раз навсегда выразил свою волю о приобретении на церковные деньги предметов церковно-школьного употребления исключительно в братских складах, что несомненно заметно отразилось на бюджете Братства.

Будучи практически знакомым с жизнью сельского духовенства, Преосвященнейший Никодим являлся советником и руководителем духовенства во всех его недоумениях и нуждах. Все дела епархиального управления, благодаря этой житейской опытности, Преосвященнейшим Никодимом решались быстро и в большинстве случаев мудро и справедливо. Интересы духовенства для Преосвященного Никодима были близки и дороги. В нём духовенство имело твёрдого авторитетного защитника своих прав. Материальная необеспеченность многосемейного духовенства вызывала в Преосвященном Никодиме чувство сострадательности, почему многосемейные клира члены получали у него предпочтительно лучше материально обеспеченные приходы.

С любовью и ревностью заботился Преосвященный Никодим и о поднятии миссионерского дела в епархии. В начале своего служения в епархии он созвал миссионерский съезд благочинных, на котором были выработан по его указанию ряд мер к более успешной борьбе с инославием и сектантством. Из таких мер следует отметить учреждение союзов благочестивых женщин в противовес католическим союзам «девоток» и затем противокатолические миссионерские курсы, устроенные в начале 1913 года, в Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре. Эти курсы были как бы завершением миссионерского дела Преосвященного Никодима в Полоцкой епархии. Он не только посетил эти курсы, но и в течение двух дней принял участие в занятиях на них, преподав ряд полезных практических указаний курсистам.

Заботясь об ограждении своей паствы от пропаганды инославия, раскола и сектантства, Преосвященный Никодим принимал меры к поднятию религиозного сознания своей паствы, обратив серьёзное внимание на постановку преподавания Закона Божия в народных школах и средних учебных заведениях. В целях поднятия преподавания Закона Божия в начальных школах Преосвященный Никодим взял на себя труд составить руководство для повторительного курса Закона Божия, изложив в вопросно-ответной форме свою книжку «История нашего спасения во Иисусе Христе».

В виду более и более разрастаюшегося количества средних учебных заведений и четырёхклассных городских училищ, Преосвященный Никодим учредил наблюдение за преподаванием Закона Божия в означенных учебных заведениях и назначил в июне этого года съезд всех законоучителей всех этих учебных заведений епархии по указанной Святейшим Синодом программе.

В целях поднятия благолепия церковного Богослужения, Преосвященнейшим Никодимом было обращено серьёзное внимание на поднятие уровня образовательного ценза среди псаломщиков.

Озабочен был Преосвященнейший   Никодим благолепием кафедрального собора, в котором неопустительно и благоговейно совершал служение, привлекая к нему много молящихся. В виду бедности собора он изыскал средства на улучшение соборной ризницы.

Таким образом, во всех отраслях церковного управления Преосвященнеший Никодим обнаружил деятельность Архипастыря мудрого и опытного. И, несомненно, что в истории Полоцкой епархии это деятельность его займёт подобающее место и в своё время будет вспомянута добрым словом.

16 марта 1913 года получен был указ Св. Синода о назначении нового Астраханского Епископа Никодима, имя которого с этого времени стало возглашаться во всех церквах за божественными службами.

∗Его Преосвященство, Преосвященнейший Никодим, Епископ  Астраханский и Енотаевский, 12 апреля 1913 года, прибыл в г. Астрахань и вступил в управление епархией.

Служение Преосвященного Епископа Никодима на Астраханской кафедре было очень непродолжительно, всего 11 месяцев, но и за это время он успел проявить себя многими светлыми сторонами. С удивительной внимательностью он всегда просматривал все бумаги и дела и вникал в них, налагая резолюции, исполненные знания гражданских и церковных законов, иногда весьма обширные, но всегда вникал   в дело. Строгий блюститель закона, порядка и благочиния, ревностный исполнитель долга он,  требовал и от подчинённых ему лиц законности в действиях, правды, труда и соблюдения порядка. Его иногда требовательные распоряжения касательно жизни духовенства всегда клонились к возвышению духовного сословия и поднятия его на надлежащую высоту среди пасомых. Он никого не приближал к себе, не желая этим уронить авторитет Архиерейской власти и требовал от всех только дела.

Много заботился Архипастырь о духовно учебных заведениях и на воспитанников семинарии, окончивших курс, всегда смотрел как на первых кандидатов священства, предоставляя им сразу по окончании курса священнические  места; во всех заведениях улучшил содержание учащихся пищей и в виду недостатка в епархии средств на переустройство мужского духовного училища обещал дать таковые временно из сумм Архиерейского дома, чем самым подвинул вперёд долго длящееся дело переустройства училища. Много заботился Преосвященный Никодим и об улучшении миссионерского дела в епархии, привлекая к участию в нём всё духовенство, а не одних только миссионеров. 2 февраля 1914 года в зале Епархиальной  Библиотеки состоялся публичный диспут с баптистами по вопросу о «крещении младенцев». Это неординарное событие привлекло к себе массу участников, Зал библиотеки не мог вместить всех желающих, полиция еле сдерживала толпу у входа, которая напирала своим натиском, выбив стёкла у входной двери. Сам диспут был неоднозначен, После долгих споров баптисты, не выдержав, с шумом покинули зал Епархиальной библиотеки. Было это уже в первом часу ночи.

Мы изложили только некоторые данные о деятельности Епископа   Никодима на астраханской кафедре: дело будущего историка со всею беспристрастностью изобразить характер его деятельности.

В номере № 8 «Астраханских Епархиальных ведомостей» на стр. 209 -226  от 20 марта 1914 года был опубликован некролог, в котором написано: «Его Преосвященство, Преосвященнейший Никодим. Епископ Астраханский и Енотаевский 13 сего марта в 5 часов 10 минут вечера волею Божией скончался после непродолжительной, но тяжкой болезни.

Ровно одиннадцать месяцев назад Преосвященнейший Никодим прибыл в Астрахань и вступил в отправление своих обязанностей. Бодрый, здоровый, полный сил и энергии при мощной величественной своей фигуре, Архипастырь не давал основания думать, что так скоро безжалостная смерть разлучит его с нашей паствой. По время своего пребывания в Астрахани он все время был по видимому здоров, с редкою энергией занимался епархиальными делами, не пропускал ни одного случая совершать в воскресенье и праздничные дни богослужения в соборе, или в приходских церквах и  не жаловался никому на свою болезнь. Мы все отлично помним, что 2 февраля сего года он присутствовал на миссионерской беседе в здании Епархиальной Библиотеке и самолично вёл ее с баптистским начётчиком проповедником Шишкиным с 7 часов вечера до 1 часу ночи, показал  духовен­ству свои глубокие  миссионерские познания.  Последнее служение его в кафедральном  соборе было 9 февраля. Но это богослужение Владыка насилу мог кончить и уехал больной. Гнездившаяся  болезнь  (астма) разрушала крепкий организм его и уложила его в постель. Пригла­шенные врачи Телятников, Перельман и др. признали  в нём несколько болезней, кроме астмы,   болезнь  почек и диабет, заявив, что болезнь Владыки серьезна и  внушает опасения. Посему   ближайшими ко Владыке лицами были вызваны его родственники — сын священник из Рязани и две дочери из  Казани. Приезд родственников, к которым Владыка относился всегда с редкой отеческой любовью, несколько поднял его упавший дух. Но сердечные и сложные болезни окончательно разрушили его организм и врачи заявили о безнадёжности его состояния…

Трогательное, наполненное словами любви и признательности к Преосвященному Владыке повествование некролога рассказывает о событиях последних дней епископа Никодима.

Епископ Никодим (Боков)- епископ Приамурский и Благовещенский, епископ Рязанский и Зарайский, епископ Полоцкий и Витебский, епископ Астраханский и Енотаевский,  скончался 13 марта 1914 года. 15 марта в Троицком соборе произошло отпевание почившего. Гроб с телом владыки был перенесён в нижний Владимирский храм кафедрального собора, где уже была приготовлена могила. Отпевание совершил епископ Иннокентий (Кременский) — епископ Царевский, викарий Астраханской епархии со служащим протоиереем Иоанном Саввинским. Протоиерей Иоанн Саввинский был последним настоятелем и единственным оставшимся из соборных священнослужителей Астраханского Кафедрального Успенского Собора в Кремле перед его закрытием в советское время.

Отпевание совершено было Епископом Иннокентием с редкою истовостью без всяких пропусков. Трогательные и умилительные стихи священнического отпевания и весь заупокойный канон были прочитаны отчетливо и выразительно о. ключарём собора и диаконом Н. Монастырским.   С особенною выразительностью и умилительностью прочитана была Преосвященным Епископом Иннокентием разрешительная молитва. Владыка не мог удержаться от слез и прерывал чтение. Господь привёл ему совершить  отпевание над близким ему и родным Архипастырем, с которым связывали его родственные узы и личная давнишняя дружба. Родом епископ Иннокентий был, как и епископ Никодим из Шацкого уезда Тамбовской губернии. Он также обучался в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1892 году.

«… Немного побыл ты у нас, но и за короткое время мы увидели в твоей личности многие  дорогие  качества, за которые, мы глубоко уважали тебя. В лице твоём Астраханская епархия увидела Архипастыря с непреклонной волей, Епископа, ясно сознающего всю чрезвычайную высоту своего служения, создающего себя носителем в своей епархии всей полноты Апостольской власти, лицо, ответственное только пред Богом и носящее свои полномочия „Божией милостью»; такое сознание, уподоблявшее тебя Епископам времён минувших, делало тебя, поистине Владыкой, полным хозяином своей епархии….Вечная тебе память, Святитель Божий! Помолись за нас пред престолом Вечного Архиерея, да дарует Он и нам твою энергию и работоспособность в прихождении каждым своего звания». (Ив. Летницкий.  Слово при погребении епископа Никодима. Астраханские епархиальные ведомости. 20 марта 1914г.)

При гробе епископа Никодима молились две его дочери, приехавшие из Казани, зять казанский протоиерей, сын священник о. Владимир Николаевич Боков, приехавший из Рязани, сестра епископа монахиня и другие родственники. 

 «…Гряди же, добрый подвижник вертограда Христова, в последний путь твой. Гряди к Тому, кто сказал: «придите ко   мне вся труждающиеся». Приложись к сонму святителей ревностно потрудившихся, на пользу церкви Христовой и помолись там   пред  Престолом Славы, как ты молился здесь—пред  престолом  благодати, да утвердится, паства Астраханская на краеугольном камне веры в Сына  Божия,  да стоит она на этом камне непоколебима, да восходит от силы в силу. А мы, провожая в недра земли гроб твой, в напутствие себе  возьмём память о твоей верности служебному долгу, ибо; без сомнения выросли уже те деревья, из которых будет устроен  и наш гроб». (Протоиерей Тихон Берёзин. Речь пред отпеванием Преосвященнейшего Никодима, Епископа Астраханского Енотаевского. 1914 г. марта 1 дня).

Епископ Никодим стал последним из астраханских архиереев, похороненных в усыпальнице нижнего храма Успенского собора. Он был образцом истинной Апостольской проповеди в страшное и богоборческое предреволюционное время.

После революционных событий 1917 года Успенский собор, как и многие другие храмы и монастыри России, пережил скорбные времена.

В 1973 году по решению Астраханского облисполкома от 14 февраля в нижнем храме Успенского собора были проведены вскрытия находящихся здесь захоронений грузинских царей Вахтанга VI и Теймураза II и всех погребённых здесь астраханских и грузинских архиереев. Вскрытие производилось ленинградскими археологами, во главе с Е.А. Толмачёвым, при участии грузинских и астраханских археологов. Все найденные в погребениях предметы были переданы в фонды Астраханского краеведческого музея, а останки архиереев переложены в фанерные ящики и положены в один из сохранившихся склепов. Грузинские цари по настоянию грузинских представителей были оставлены в прежних дубовых гробах и поставлены в склеп, где ранее находилась гробница священномученика Иосифа.

При вскрытии среди археологов находился художник А.С. Марков, который зарисовывал погребения и останки архиереев. В своей книге «Рисунки писателя Александра Маркова» изданной в 2014 году он предоставил эти зарисовки с подробной описью останков. О епископе Никодиме он пишет:

«24 февраля была вскрыта могила астраханского епископа Никодима, умершего 13 марта 1914 года…

Погребение епископа Никодима хорошо сохранилось. Когда сняли крышку гроба, в глаза бросилась большая красивая митра. Чаще всего лицо покрывалось пеленой вместе с митрой. Здесь же пеленой было покрыто только лицо. Митра была окаймлена у основания несколькими рядами крупного жемчуга. Мелким жемчугом были обнизаны клейма митры. На верху клейма были окружены золотистыми лавровыми листьями. На митре также были расшиты цветы из мелкого жемчуга. Голова епископа Никодима покоилась на синей атласной подушке. На груди находился кисейный возду́х обшитый мишурной лентой. В середине возду́ха нашит серебристый крест. На возду́хе находилось Евангелие с открытыми застёжками.

На бархатной подушке в центре овальный медальон из позолоченной бронзы, где изображён благословляющий Христос. По углам — Евангелисты.

Под пеленой на груди панагия в виде сияния из позолоченного серебра. В центре Ростовская финифть с изображением «Сошествия во ад». Христос парит в облаках. Он обнажён. Сзади накинут плащ. В правой руке бич, в левой красный стяг.

Но удивительно другое. Под пеленой на груди кроме панагии находился большой осеняльный крест с длинною рукоятью. Он принадлежал архиепископу Астраханскому и Терскому Иосифу.

Крест Иосифа деревянный с лицевой стороны обложен чеканным серебром с рельефным изображением Христа. По бокам распятия — жены-мироносицы. Ниже под Голгофой, Логвин Сотник в латах, с крестом и знаменем. Рукоять покрыта затейливым орнаментом. Боковые стороны и задник покрыты серебряной басмой. Поверх басмы на верхней крестовине серебряная пластина с гравированной надписью: «Лета 1666 февраля 24 дня построил сей крест великий господин Преосвященный Иосиф архиепископ Астраханский и Терский». Найден крест, который заказал для себя Иосиф, будучи еще архиепископом. Среди описей вещей Иосифа хранящихся в ризнице Успенского собора этот крест не значился. Он вообще нигде не значился. Но как он попал в погребение Никодима и зачем? Пока никто не дал ответ на этот вопрос.»

После окончания раскопок большая часть склепов была разобрана, а на их месте была сооружена крипта-подвал, отделённая от нижнего храма бетонным перекрытием.

В настоящее время  в крипте Успенского собора покоятся останки астраханских архиереев, многие из которых почитаются как подвижники благочестия за свою праведную жизнь. Это и митрополиты Савватий и Сампсон, епископы Мефодий и Никодим (Боков), архиепископ Тихон (Малинин). Останки этих святителей, а также других астраханских и грузинских архиереев в мае 1992 года были положены в новые гробы, а в ноябре 2001 года архиерейским служением Преосвященнейшего епископа Ионы (Карпухина), в сослужении астраханского духовенства, преданы погребению и поставлены в крипте в новосооружённые для них склепы.

 

Протоиерей Александр Карпухин, 2019 г. от Р.Х.

Просьба в ссылках на публикацию указывать автора статьи.

 

Просмотры(53)

Преосвященнейший Никодим (Боков), Епископ Астраханский и Енотаевский (1850-1914): 2 комментария

  1. Сергей

    Замечательная статья, содержащая очень образное и эмоциональное описание жизни Николая Павловича Бокова — Преосвященнейшего Никодима, великолепно иллюстрирована фотографиями и рисунками. Видна огромная работа, проделанная в архивах! Создается впечатление что описание составлял очевидец жизни Николая Павловича.
    Большая честь для Вашего прихода, что Ваших предков окормлял такой пастырь!

    1. proischogdeniedrev Автор записи

      Сердечно благодарим за Ваш отзыв, дорогой Сергей! «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» Спаси Вас, Христос!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *