Немного из истории Пестречинского района: село Люткино и род Люткиных. Часть V. Школа, дошкольные и культурно-досуговые учреждения. Автор Бочкарёв В.А.

Очерк из истории родного края

Пришла пора рассказать еще об одном дорогом всем люткинцам здании — о школе, об общеобразовательном учреждении, о котором сельчане помнят всю жизнь.

Именно об учебно-воспитательном учреждении, осуществляющем под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения, мы и расскажем в очерке. И как бы не менялся состав коллектива педагогов в разные годы, в сердцах всех поколений он вспоминается с трепетом и уважением; чаще у многих ностальгия проявляется первого сентября, когда видят снующих к школам ребятишек с цветами.

Земская школа открыта была в селе Люткино в далеком 1884 году. Строила школу бригада плотников, по воспоминаниям А.П.Ивойлова, которая затем будет строить и церковь в селе.

Уже в 1889 году на село в 1221 человек приходилось 59 учащихся (44 мальчика и 15 девочек).

Вот интересные сведения о земских школах того времени.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности.

Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем.

Так занимались, наверное, и в Люткинской школе!

С начала XX века распространился тип школы с четырёхлетним обучением, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику, закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.

В найденных архивных документах обнаружены сведения о жизни и нашей сельской школы. Так, по смете, на 1915 год в Люткинскую школу, находившуюся в собственном здании, предусматривались расходы на двух учителей А.А.Афанасьева (в должности учителя школы с 4 сентября 1907 г.) и Д.М.Курбатова (в должности – с 1 января 1909 г.) — по 338 руб. 40 коп., не считая финансовых средств на прибавки, коих набиралось по 18 руб. каждому. Квартирные им не платились, с жильем, похоже, проблем не было. Может, учителя были из местных или содержались за счет сельчан? Смета предусматривала два комплекта преподавательского состава. Это подтверждает, что школа была двухкомплектная. Кроме того, выделялись средства на законоучителя священника о. Константина Виноградова с окладом в 120 руб.

Основной задачей школы было привить ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянные народные учителя и приходящий законоучитель-священник.

В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8-12 лет, а с начала 1900-х годов земства перешли к всеобщему обучению в течение 5-15 лет. Обучение было бесплатным.

Школы содержались земствами, а финансирование школ было совместным, осуществлялось за счет сельских обществ, волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось.

Например, сметой на 1915 год на учебные пособия планировалось израсходовать 70 рублей, на отопление и освещение – 140 руб., на страхование – 56-49 руб., на хозяйственные и мелочные расходы – 25 руб., на содержание сторожей – 72 руб. Всего было выделено школе на год 1196 руб. 29 коп., возмещалось казной из них – 796 руб. 29 коп.

Теперь с уверенность можно говорить об учителях той поры. Неизвестно пока, кто был в числе первого педсостава в открывшейся в 1884 году школе, но с 1907-1909 годов мы знаем – Афанасьев А.А. и Курбатов Д.М., чуть позже к ним присоединилась Виноградова Мария Константиновна.

Понятное дело, Закон Божий с 1889 года, с момента прибытия в построенную и открывшуюся церковь, преподавал Константин Михайлович Виноградов.

По уровню образования на тот момент надо поразмыслить. Если школа была бесплатная, находилась непосредственно в Люткино, то почему в селе в двадцатые годы массово занимались ликвидацией безграмотности, да и по всей стране было такое положение? Причина кроется, видимо, в том, что не все дети учились в школе. Сказывалась бедность крестьян, необходимость работать дома, а то и на стороне, да и болезни были в те времена нередки, много детей даже умирало в младенческом возрасте, без боли нельзя читать метрические книги, раскрывающие эту статистику.

Да и оканчивали школу не все. Многие дети, овладев основными навыками чтения, письма, научившись считать, бросали обучение.

Многие факторы влияли и на существование учителя: размер семьи, квартирные условия, размер жалованья, стаж, возможность дополнительных заработков «на стороне» и т.д. Хотя считать чужие деньги, как говорят, несолидно, и материальное положение учителей, судя по смете, оценить сейчас трудновато, но если сравнить с размером содержания священника в селе, можно сказать оно было, хотя и невысоким, но и безбедным. Ведь руга для священника в селе, согласно штата, устанавливалась в размере 300 рублей, да прибавка за законоучение в школе добавляла ему 120 рублей. А учителю в селе на 1915 год полагалось 338+18=356 руб.

Для сравнения в Лаишеве, уездном городке, полагалось по смете сторожу 140 рублей, фельдшеру от 360 до 420 рублей, не считая квартирных, ветеринару без квартирных 850 рублей, счетоводу по народному образованию 650 рублей. Заводские (фабричные) рабочие, в среднем, тогда получали от 250 до 360 руб. Все это, конечно, в год.

После революции из учителей осталась только Виноградова М.К., о Афанасьеве А.А. и Курбатове Д.М. никто не вспомнил, видимо волны мобилизации Первой мировой войны, революции или гражданской войны не дали усидеть на тихом учительском местечке, вряд ли им было в те времена больше тридцати, а может и другие события произошли, о которых мы пока не знаем. Будем надеяться, что все же выяснится их судьба.

23 января (5 февраля) 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» был введен принцип светского образования, школу отделили от церкви.

Позже в Советской Республике действовала и система ликвидации неграмотности, когда и взрослое население проходила обучение счету и письму, существовали избы-читальни для просвещения населения.

В селе «избачем» в предвоенные годы был Михаил Константинович Ионов (1920 г.р.), смышленый и начитанный паренек.

Для справки: избач — деревенский культработник, заведующий работой избы — читальни. Они получили на селе большое распространение, особенно в 1920-х годах, в рамках проведения культурной революции и являлись одной из форм ликбеза, а также политической пропаганды. При избе-читальне обычно была библиотека, действовали агро- и зоо-технический, самообразовательный и другие кружки.

В Люткино четырехлетка просуществовала чуть ли не до середины тридцатых! Тогда для дальнейшего обучения дети ходили в Тагашевскую школу, которая была ближе других семилеток. Через реку Мешу дети перебирались вброд или на телегах, не без помощи, надо думать, взрослых.

Кстати, школа в то время делилась на две ступени: первая была для детей 8-11 лет (вот она «четырехлетка»), вторая — для 12-17-летних.

Из школьных учителей тех лет Андрей Поликарпович Ивойлов запомнил пожилую учительницу Архипову Екатерину Дмитриевну.

Что касается школьного образования тех лет, в статье прошлого века И.И Ханиповой. «Распространение агротехнических знаний в детской среде в 1920-1930 г.г. на примере ТАССР» на конференции историков-аграрников Среднего Поволжья в 2012 г. указано: «В отчете о работе Люткинской школы I-й ступени Пестречинской волости Арского кантона за 1928-29 учебный год отмечалось, что детям старались привить «агрономически правильный сельскохозяйственный труд» в связи с проработкой учебных тем. Активность учащихся школы была заметна в общественной работе, в том числе в посевных, уборочных кампаниях, сортировке картофеля».

Другими словами, школьники работали на полях и на картошке наравне со взрослыми!

Здесь возникает вопрос: даже если описываемые события происходили в 1929 году, а колхозы в селе возникли не ранее 1932 года, то на каких общественных работах в посевных, уборочных кампаниях и сортировке картофеля детишки работали?

В 30-х года учеников в школе было около сотни (от 70 до 130 в разные годы)!

Перед Великой Отечественной войной в селе уже была семилетка.

Сельчане вспомнили, что во время войны учителями в школе работала семейная пара эвакуированных, вроде бы, из Ленинграда, очень больные, долго они не выдержали, похоронены на сельском кладбище. Фамилии их, к великому сожалению, никто не смог вспомнить.

Начальная школа существовала и в поселке Андреевке, в бывшем доме помещиков. Школа состояла из 4 классов, в ней было два учителя.

В последние годы, перед ее закрытием, в ней работали Бочкарев Павел Константинович и Ивойлова (Гаранина) Валентина Артамоновна, тоже из рода Бочкаревых.

В 60-70-х годах двадцатого века в селе имелся построенный в разные годы школьный комплекс: двухэтажная школа — восьмилетка с интернатом для приезжих, библиотекой, зданием для школьной администрации, даже мастерской.

На фотографии двухэтажное здание — это школа.

На следующей фотографии (слева) — фельдшерский пункт с библиотекой и начальная школа (интернат).

На правой фотографии тот же фельдшерский пункт и школьная библиотека. Раньше это был дом псаломщика церкви.

Фотография начала или середины 60-тых годов теперь уже прошлого века.

Вид на центр села с улицы Верхней. На снимке четко просматривается церковь, двухэтажная школа, слева по краю фото дом дьяка (библиотека с фельдшерским пунктом). Слева от церкви за белым маленьким кирпичным зданием находился большой поповский дом, из которого сделали сначала начальную школу, а затем — интернат для школьников из поселка Карповка. Справа позади от церкви видно большое белое здание – там размещалась школьная администрация.

Кстати, дочь первого люткинского священника Виноградова Мария Константиновна в селе будет единственным учителем в послереволюционные годы в начальной четырехлетней школе.

Она в 1915 году была учительницей в школе деревни Белякова Астраханской волости Лаишевского уезда (километрах в двадцати пяти от с.Люткино, возле д. Кабаны), со стажем в учительской должности с 14 октября 1913 года. После смерти батюшки отца Константина Михайловича в 1916 году, видимо, перебралась в Люткино.

Она будет учить и будущего предвоенного директора Люткинской школы Ивойлова Андрея Поликарповича, а после войны — учителя.

Именно с него хочется начать рассказ про учителей сельской школы.

А.П.Ивойлов. Фотография сделана 26.07.2015 г.

(9.10.17 — 4.06.2017) 

Первый учительский опыт у него пришелся на первый класс, толковому пареньку Мария Константиновна поручила заниматься с одноклассниками, так как сама занималась с четвертым классом, считавшимся выпускным. Он научился читать и немного считать еще до школы от старших братьев. С 1935 года в восемнадцать лет Андрей Поликарпович начал работу педагогом начальных классов в селе, а учителем стал после пяти классов образования, сам учился в седьмом классе, затем поступил в педагогический техникум. Попутно с учительским делом в школе занимался ликвидацией неграмотности в селе.

В 1939 году он уже директорствует в школе, преобразованной из начальной в «основную» (в народе — «семилетка»). Воевал.

В 1947 году вернулся в родное село, окончил Казанский педагогический институт и стал учителем русского языка и литературы.

29 лет отработал в Люткинской школе, потом еще 3 года в Богородской школе, вышел на пенсию, но продолжал работать до 80 лет.

Светлая память о нем хранится в сердцах многочисленных учеников! О нем мы рассказывали, когда вели рассказ о селе и участниках войны.

«Он человек очень скромный, — делился в 2007 году воспоминаниями о своем учителе ученик Люткинской школы, член Верховного суда Мордовии Василий Николаевич Мартышкин, — Я в своей жизни много видел ученых с самыми высокими степенями и могу сказать, что наш Андрей Поликарпович по степени интеллигентности, порядочности ни в чем не уступает. Ученики его всегда любили, он к любому умел найти подход. Не ругался, не кричал, а всегда подбирал такие слова, после которых как-то неловко было плохо вести себя на уроке или прийти неподготовленным».

На уроках литературы, которые он вел, ученики всегда завораживающе его слушали, до того интересно преподавал материал.

Про него неоднократно писала и районная газета и «Республика Татарстан» (см. №№ 198-199 от 2007 г.).

В последние годы Андрей Поликарпович жил в райцентре Пестрецы.

В послевоенные годы в школе учились дети из самого села Люткино, поселка Андреевка и деревни Карповка. Учеников было много, были и параллельные классы, даже приходилось учиться в две смены в двухэтажной школе.

В разное время директорами школы в селе были: Ивойлов А.П., Погодина М.Я., Ильин Г.С., Янковой Г.С., Хуснутдинов Г.Д., Дементьев М.И., Бочкарев П.К.

Сельчане добрым словом вспоминают своих учителей: М.П.Ивойлова, А.Г.Дасманова, П.К.Бочкарева, А.Я.Бочкареву, Е.С.Деляеву, В.Ф.Деляева, Н.А.Вещину, Н.М.Занину, Р.М.Хуснутдинову, В.В.Фалину, В.В.Груздева, Г.А.Дементьеву, В.И.Селиверстова, С.И.Селиверстову, Л.В.Демидову и других.

Хочется еще добавить к списку вожатую Галину Федоровну Мурашову (Погодину), впоследствии тоже ставшую педагогом. Она же была комсоргом в школе. Ныне трудится в Казани завучем школы.

На фотографии первый послевоенный состав школы с директором Погодиной М.Я. (в первом ряду вторая слева). Слева и справа Ивойловы: Андрей Поликарпович и Михаил Поликарпович, рядом Валентина Артамоновна Гаранина (Ивойлова). Во втором ряду слева Савельева (Корнеева) Клавдия Афанасьевна (учитель начальных классов).

На следующей фотографии более поздний педагогический состав школы — в верхнем правом углу директор Хуснутдинов Геннадий Дмитриевич, в первом ряду перед ним сидит Софья Ивановна Селиверстова. Слева в углу рядом стоят Андрей и Михаил Поликарповичи Ивойловы. Вторая слева в первом ряду Анна Якимовна Бочкарева (Евдокимова).

Хуснутдинов Геннадий Дмитриевич преподавал немецкий язык, вел музыкальные занятия, до своего назначения директором школы художественная самодеятельность была на нем, он же всегда вел новогодние мероприятия. Затем он передал бразды правления самодеятельностью Мурашовой Г.Ф. Кстати, после переезда из Люткино, его назначили заведующим отделом народного образования в Пестречинском райцентре.

Ниже на фотографии Анна Якимовна с классом рождения 1948 -1949 годов.

Кто сейчас узнает себя на этой фотографии?

На фотографии 25 мая 1968 г., во дворе школы последний звонок.

Фотография сделана на фоне здания бывшего поповского дома, ставшего начальной школой, а затем и интернатом для детей из Карповки. За ним выглядывает здание школьной библиотеки и медпункта — бывший дом дьяка, о котором мы уже говорили.

Ниже на фотографии учитель истории Дементьев Михаил Иванович.

 Дементьев М.И. родился 29 января 1936 г. в селе Убеи (Убей) Дрожжановского района. В 1960 году после окончания Казанского педагогического института по распределению приехал в Люткинскую школу учителем истории. Великолепно знал предмет, мог с юмором его преподать.

В 1966 году Михаил Иванович женился на Галине Васильевне, учителе начальных классов и математики, приехавшей в село в 1965 году после окончания Тетюшского педагогического училища.

Ее вспоминают не только как сильного педагога, но и добрейшей души человека.

В 1972 году Михаил Иванович был назначен директором школы.

В 1973 года вернулся на родину в Дрожжановский район, где работал учителем истории и литературы. В 1996 году вышел на пенсию, но до 2008 года продолжал работать.

Михаил Иванович ветеран труда, неоднократно поощрялся почетными грамотами, в 1983 году стал отличником народного просвещения.

На фотографиях Анна Якимовна Бочкарева (Евдокимова), учительница начальных классов (14.08.1920 — 1998).

Именно она привела первый раз в первый класс многие поколения сельчан, которые вспоминают ее сейчас с особенной теплотой.

С кем бы не общался, все вспоминают учителей школы с благоговением! Мария Ивановна Колистратова (Ионова), например, больше всего запомнила строгую учительницу Софью Ивановну Селиверстову, которая даже домой приходила, что бы повлиять на учебу школьницы!

А Александра Павловна Гаврилова больше любит вспоминать учителя начальных классов Михаила Поликарповича Ивойлова, который хоть и был чрезвычайно строг с учениками, но мог рассмешить до слез. Говорит, что это личность с «большой буквы»!

Никогда такое не забудется!

Павел Константинович Бочкарев оказался последним директором люткинской школы. Ему досталась тяжелая доля по сдаче имущества и закрытие школы.

Родился он 12 июля 1925 года в селе Люткино.

После войны, участником которой он был, Павел Константинович закончил Казанский педагогический институт. Преподавал и в начальных классах, и географию, и историю, биологию и даже немецкий язык.

Про него на сайте Спасской церкви села Кулаево имеется видео-интервью и очерк.

Между прочим, Павел Константинович и Анна Якимовна поженились в послевоенные годы. Школьная династия, можно сказать!

Анну Якимовну, когда она вернулась в октябре 1945 года домой, прослужив 4 года на Дальневосточном фронте, тогдашний директор школы М.Я. Погодина пригласила работать в школу и отправила учиться в педагогическое училище на заочное отделение. О ней написано в очерке про участников войны села.

Интересно, что познакомились односельчане в Казани, когда оба учились в городе, жили у родственников в соседних домах в районе, который называют Калугой.

Зима. Улица Долгая села Люткино. Слева виднеется церковь, в центре фотографии на дальнем плане школа.

Десятилетку школьники заканчивали, в основном в райцентре, проживая там в интернате.

В разные годы ученики люткинской школы занимали призовые места на различных районных олимпиадах, смотрах творчества; в школе работал кружок художественной самодеятельности, которым последние годы руководил Хуснутдинов Г.Д.

Кружковцы выступали не только в селе, но и выезжали в соседние села — Шали, Кулаево, Карповку, деревню им. Татцика, Тагашево, Андреевку и даже в райцентр Пестрецы.

После того как школа в Люткино, вероятно в 1976 году, закрылась, многие учителя перебрались в соседние села и их школы.

Так, Павел Константинович Бочкарев учил детишек в Кулаевской школе (1976-80 г.г.), Андрей Поликарпович Ивойлов, уже упоминали, — в Богородской, Ивойловы Михаил Поликарпович и Валентина Артамоновна уехали в Отары, Погодина (Мурашова) Галина Федоровна – в Казань, Хуснутдинов Геннадий Дмитриевич – в Пестрецы.

В 1977 году школу, по словам А.Ивойлова, как и некоторые другие здания (дом священника, в котором размещался школьный интернат), разобрали и перевезли в Шали, а дом дьякона перевезли в Пестрецы (для строительства прокуратуры). Школьное имущество забрали в кулаевскую школу.

Раз мы говорили о школе, то надо вспомнить и о дошкольных и культурно-досуговых учреждениях села.

Когда еще не было клуба, для просмотра фильмов использовали церковь.

Иногда, к удовольствию, в первую очередь жителей поселка Андреевка, в конце пятидесятых для показа фильмов приезжала кинопередвижка. За рулем был Бочкарев Александр Маркелович.

В шестидесятые годы построили новый клуб на 100 мест.

В нем проводили собрания, крутили фильмы, народу собиралось так много, что было не протолкнуться, явно больше сотни. Директором клуба был Погодин Иван Михайлович.

Похвальная грамота Погодина Ивана Михайловича от райкома ВЛКСМ за активное участие в смотре художественной самодеятельности в 1962 г.

Взрослые, как видите, не отставали от детей, тоже участвовали в поездках по району с концертами, однажды даже были приглашены на выступление в Казань на телевидение.

В Люткино существовали даже детские ясли, правда, в частных домах. Двое яслей было в селе и одни в поселке Андреевка. Елизавета Егорова была заведующей яслями, ездила даже для обучения такому делу в районный центр.

Вот такие судьбы представителей сельской интеллигенции!

Сведения о сельской школе и педагогах, естественно, не полные.

В памяти народной и в сердцах селян она такой запомнилась! А может, кто-то еще что-нибудь припомнит?

Просмотры(102)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *