ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ТАИНСТВУ ВЕНЧАНИЯ

 

 «Не хорошо быть человеку одному» Бытие, гл. 2 стих 18 

Как подготовиться к Венчанию

Вступление в брак — важнейший момент в жизни каждого человека. Сейчас решение о вступлении в брак будущие супруги при­нимают сами. Главное, чем мы привыкли ру­ководствоваться при этом, — есть ли любовь между женихом и невестой. Однако и здесь можно ошибиться и принять за любовь то, что на самом деле любовью не является.

Что такое любовь?

Если мы спросим у любящих друг друга мужчины и женщины, что такое любовь, то мы вряд ли получим логически выверенный ответ. Для любящих сердец любовь не нужда­ется в определении. Однако понять, что такое настоящая любовь, необходимо для того, что­бы уметь отличить ее от ненастоящей.

Для христиан любовь есть высшая добро­детель. «Бог есть любовь» — так сказал свя­той апостол Иоанн Богослов. «И дерзающий говорить о любви говорит о Боге», — добавил преподобный Петр Дамаскин. «Ибо так воз­любил Бог мир, что отдал Сына Своего Едино­родного, дабы всякий верующий в Него не по­гиб, но имел жизнь вечную». Из приведенных слов видно, что любовь христианская — это самопожертвование, когда любящий жерт­вует собой ради любимого человека. Очень часто люди не замечают настоящую любовь, а гонятся за каким-то призрачным чувством, которое быстро проходит.

Конечно же, все мы понимаем, что любовь родителей к детям и любовь между супругами

— это разные вещи. Любовь между мужем и женой — это одновременно и чувство, и желание, и самопожертвование. Жертвен­ность в отношениях супругов — признак настоящей любви.

Сейчас часто говорят, что любовь и брак —   несовместимы. Но церковное учение, на против, говорит нам, что брак и любовь меж­ду мужчиной и женщиной — вещи неразде­лимые. Как недопустим брак без любви, так греховна и любовь без брака.

Как любовь может быть греховной? От­ношения вне брака основаны на эгоисти­ческих стремлениях — удовлетворении сек­суальных влечений, поиске каких-то новых впечатлений, неумении довольствоваться своей семьей, неуважений к членам семьи. Все это уже само по себе греховно. Поэтому любя­щие друг друга мужчина и женщина должны вступать в брак, чтобы их любовь друг к другу была освящена Богом, получила силу любви Христовой, стала жертвенной, как и любовь Христа к человеку.

Что такое венчание?

Венчание—это прежде всего таинство. Что за странное слово «таинство? И о какой тайне идет речь? Это не значит, что Бог или Церковь от нас что-то скрывают — просто наш разум не в состоянии понять до конца того, что про­исходит в таинстве, то есть этот глубинный смысл так и остается для нас божественной «тайной». Православные понимают под та­инством священное действие, в котором Бог неизреченным образом воздействует на че­ловека, Творец идет навстречу творению, а творение идет навстречу Творцу. Люди, дале­кие от Церкви, часто называют таинства об­рядами или ритуалами, но по отношению к церковным таинствам эти слова не подходят, так как не отражают глубины смысла церков­ного понимания таинств. Поэтому мы назы­ваем Венчание не обрядом, а таинством.

Что происходит в таинстве Брака? В таин­стве Брака совершается освящение союза мужчины и женщины. Через молитвы свя­щенника, а также жениха и невесты испра­шивается у Бога благодать и благословение к совместной жизни супругов.

Для того чтобы понять, для чего нужно венчаться, обратимся к Библии. В книге Бытия в первых трех главах описано тво­рение Богом мира, а вместе с ним и челове­ка. Перед творением человека Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному». В этой короткой фразе изложен весь смысл брака. Человеку не хорошо быть одному, поэто­му он должен вступать в брак, поэтому и создается женщина, как «помощница» ему, а по дословному переводу «восполняющая бытие».

Бог творит женщину из ребра Адама — но это совсем не унижение ее. «То, что она (жен­щина) произошла от мужа, указывало на их единство, а что произошла она именно таким образом, это, как сказано, было образом Хри­ста и Церкви» (блаж. Августин Иппонский). Творение из ребра — символ единства мужа и жены. «Вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей», — сказал Адам, когда увидел жену. Этими словами Адам выражает радость о том, что преодолено его одиночество, ибо «женщина представляет собой такое же тво­рение Божие, что и мужчина» (блаж. Авгу­стин).

После творения мужчины и женщины Бог благословляет созданного им человека как се­мейную пару: «плодитесь и размножайтесь». Вот именно это благословение и получают жених с невестой в таинстве Венчания.

Итак, брак был создан Богом вместе с че­ловеком.

«Плодитесь и размножайтесь», — таин­ственно произносит Бог во время Венчания. Как во время творения человека, Бог вновь творит во время Венчания. Что творит? Он создает новую семью. Не люди создают се­мьи, а Бог творит новую семью. «Бели не Господь создал дом, напрасно трудился строитель» (Пс). Если не Господь создал семью, то напрасно трудились создавав­шие ее.

Церковь придает браку важнейший симво­лический смысл и значение. Брак есть подобие отношений Христа и Церкви, а каждая семья — это малая церковь, в которой муж — образ Христа, а жена — образ Церкви, дети — образ верующих во Христа. Что это значит? Это не просто сравнение. Это указание на таинствен­ное сущностное единение мужа и жены, кото­рое подчас непонятно и самим людям, состоя­щим в браке. Муж и жена — «одна плоть», они уже не два человека, а один, единый целост­ный человек. Поэтому в браке хотя и две лич­ности — муж и жена, но одна сущность, один Человек. В освященном Церковью браке муж и жена приобщаются к Божественной жизни, становятся «иконой» Церкви.

Как нужно готовиться к венчанию?

В Православной Церкви уже сложился обычай готовиться к Венчанию следующим образом. Будущие православные супруги перед вступлением в брак вместе соблюда­ют пост и готовятся ко Святому Причастию. Затем они вместе идут в храм, исповедуют­ся и причащаются. Соблюдение этого обы­чая очень важно и необходимо, так как перед вступлением в брак будущие супруги должны очистить свою совесть от грехов.

Нравственные права и обязанности су­пругов.

Если семья — это «икона» Церкви, муж — образ Христа, жена — образ Церкви, то как должны вести себя супруги по отношению друг к другу? Есть ли у них права и есть ли обязанности?

Права супругов:

  1. Супруги имеют право на взаимную лю­бовь и верность.

Обязанности супругов:

  1. Супруги обязаны любить друг друга и дарованных им Богом детей.
  2. Супруги должны вместе молиться и хо­дить в Церковь.
  3. Они должны вместе поучаться Закону Божию и учить этому детей.
  4. Супруги должны быть верны друг другу.
  5. Супруги должны заботиться друг о дру­ге. Итак, «хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви» (свт. Иоанн Златоуст). 

Кто не может венчаться?

  1. Лицо, состоящее в браке, не может всту­пить в новый, ибо христианский брак — без­условно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на вен­чанные браки, но и на зарегистрированные государством.
  2. Церковь возбраняет вступать в брак ду­ховным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священ­ный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.
  3. Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обе­тов.
  4. В соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается аб­солютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак».
  5. Препятствием к вступлению в брак явля­ется виновность в расторжении предыдуще­го брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Однако не только пре­любодеяние может послужить причиной для распадения брака. В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяет­ся лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с ка­ноническими правилами.
  6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека возможности свободно проявлять свою волю). Однако физическую неспособ­ность к брачному сожитию не следует смеши­вать с неспособностью к деторождению, ко­торая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть соверше­но в храме.
  7. Для вступления в брак существуют
    определенные возрастные границы. Указом
    Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а
    невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения таинства
    Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном
    брачном праве установлен и высший предел
    для вступления в брак. Святитель Василий
    Великий указывает такой предел для женщин
    — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е
    и 88-е).
  8. Брак между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный.
  9. Запрещается вступать в брак крестным одного человека.
  10. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданско­го родства — усыновления. Совершенно оче­видно, что, как отмечал проф. Павлов, «уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя».
  11. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака.
  12. Важное условие для признания дей­ствительности церковного брака — единство религии. Общность веры супругов, являю­щихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере се­мья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16,5; Флм. 1,2), в которой муж и жена совмест­но с детьми возрастают в духовном совер­шенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угро­зу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом при­зывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7,39), то есть с теми, кто раз­деляет их христианские убеждения.

(О препятствиях к заключению брака на основании материала http://www.pravmir.ru/ venchanie-chast-2-komu- nelzya-venchatsya/)

Зачем регистрироваться в ЗАГСе?

Сейчас любят говорить, что «браки совер­шаются на небесах», и среди многих право­славных бытует мнение, что будущим су­пругам достаточно просто повенчаться, не регистрируясь в ЗАГСе. Но православные христиане не должны сторониться современ­ного государства и его законов, напротив, мы должны подавать пример законопослушно­сти.

С точки зрения нравственного учения Православной Церкви и канонического пра­ва Православной Церкви, нет никаких пре­пятствий к регистрации в ЗАГСе. Супруги, вступившие в брак, и, самое главное, их дети берутся государством под защиту закона (Се­мейный кодекс РФ), и отказываться от такой защиты нет оснований.

Именно поэтому в большинстве право­славных храмов перед Венчанием требуется предъявить свидетельство о браке.

Почему Церковь запрещает многожен­ство?

Если мы с вами снова посмотрим в книгу Бытия, то увидим, что Бог сотворил челове­ка именно как семейную пару — Адаму и Еву, «мужчину и женщину сотворил их». Обратим внимание — не одного Адама и нескольких Ев (и наоборот), а одного Адама и одну Еву. Именно поэтому Церковь всегда отвергала многоженство (и многомужество). Все это — искажения, посягательство на акт творения, попытка человека переделать самого себя. Бог создал человека как семейную пару — поэто­му «что Бог сочетал, того человек да не разлу­чает» (Мф.19:6). 

Позволителен ли развод?

Как мы уже сказали, брак заключает Бог, а не человек. Человек не вправе разрушать то, что создал Бог, поэтому и не позволителен развод с христианской точки зрения. Только в случае измены одного из супругов развод раз­решается. Снисходя к немощи людей, в таком случае допускают вступление во второй или даже третий брак. Вступление в четвертый брак не допускается.

Браки с иноверцами. Допустимо ли уча­стие в обряде «никах»?

Всякое участие в обрядах другой религии недопустимо для православных. Поэтому и участие в обряде «никах» является отступле­нием от православной веры, является грехом.

Что касается браков с людьми неправо­славными, то если такой брак уже заключен — разрушать его не следует. Для желающих же вступить в брак лучше будет искать будуще­го супруга (супругу) только среди православ­ных.

Заключение

Чего можно ожидать от союза людей, ко­торый не одобрен Богом? Может ли в этом мире существовать что-либо без благослове­ния Творца? Если и существуют такие браки, то только по милосердию и всепрощению Божию.

Дорогие жених и невеста!

Приходите и получите от Бога благослове­ние на ваш союз. Он освятит его руками свя­щенника, Он благословит вашу жизнь и даст силы к деторождению и совместному перене­сению радостей и скорбей!

Просмотры(18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *