«Не хорошо быть человеку одному» Бытие, гл. 2 стих 18
Как подготовиться к Венчанию
Вступление в брак — важнейший момент в жизни каждого человека. Сейчас решение о вступлении в брак будущие супруги принимают сами. Главное, чем мы привыкли руководствоваться при этом, — есть ли любовь между женихом и невестой. Однако и здесь можно ошибиться и принять за любовь то, что на самом деле любовью не является.
Что такое любовь?
Если мы спросим у любящих друг друга мужчины и женщины, что такое любовь, то мы вряд ли получим логически выверенный ответ. Для любящих сердец любовь не нуждается в определении. Однако понять, что такое настоящая любовь, необходимо для того, чтобы уметь отличить ее от ненастоящей.
Для христиан любовь есть высшая добродетель. «Бог есть любовь» — так сказал святой апостол Иоанн Богослов. «И дерзающий говорить о любви говорит о Боге», — добавил преподобный Петр Дамаскин. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Из приведенных слов видно, что любовь христианская — это самопожертвование, когда любящий жертвует собой ради любимого человека. Очень часто люди не замечают настоящую любовь, а гонятся за каким-то призрачным чувством, которое быстро проходит.
Конечно же, все мы понимаем, что любовь родителей к детям и любовь между супругами
— это разные вещи. Любовь между мужем и женой — это одновременно и чувство, и желание, и самопожертвование. Жертвенность в отношениях супругов — признак настоящей любви.
Сейчас часто говорят, что любовь и брак — несовместимы. Но церковное учение, на против, говорит нам, что брак и любовь между мужчиной и женщиной — вещи неразделимые. Как недопустим брак без любви, так греховна и любовь без брака.
Как любовь может быть греховной? Отношения вне брака основаны на эгоистических стремлениях — удовлетворении сексуальных влечений, поиске каких-то новых впечатлений, неумении довольствоваться своей семьей, неуважений к членам семьи. Все это уже само по себе греховно. Поэтому любящие друг друга мужчина и женщина должны вступать в брак, чтобы их любовь друг к другу была освящена Богом, получила силу любви Христовой, стала жертвенной, как и любовь Христа к человеку.
Что такое венчание?
Венчание—это прежде всего таинство. Что за странное слово «таинство? И о какой тайне идет речь? Это не значит, что Бог или Церковь от нас что-то скрывают — просто наш разум не в состоянии понять до конца того, что происходит в таинстве, то есть этот глубинный смысл так и остается для нас божественной «тайной». Православные понимают под таинством священное действие, в котором Бог неизреченным образом воздействует на человека, Творец идет навстречу творению, а творение идет навстречу Творцу. Люди, далекие от Церкви, часто называют таинства обрядами или ритуалами, но по отношению к церковным таинствам эти слова не подходят, так как не отражают глубины смысла церковного понимания таинств. Поэтому мы называем Венчание не обрядом, а таинством.
Что происходит в таинстве Брака? В таинстве Брака совершается освящение союза мужчины и женщины. Через молитвы священника, а также жениха и невесты испрашивается у Бога благодать и благословение к совместной жизни супругов.
Для того чтобы понять, для чего нужно венчаться, обратимся к Библии. В книге Бытия в первых трех главах описано творение Богом мира, а вместе с ним и человека. Перед творением человека Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному». В этой короткой фразе изложен весь смысл брака. Человеку не хорошо быть одному, поэтому он должен вступать в брак, поэтому и создается женщина, как «помощница» ему, а по дословному переводу «восполняющая бытие».
Бог творит женщину из ребра Адама — но это совсем не унижение ее. «То, что она (женщина) произошла от мужа, указывало на их единство, а что произошла она именно таким образом, это, как сказано, было образом Христа и Церкви» (блаж. Августин Иппонский). Творение из ребра — символ единства мужа и жены. «Вот, это кость от кости моей и плоть от плоти моей», — сказал Адам, когда увидел жену. Этими словами Адам выражает радость о том, что преодолено его одиночество, ибо «женщина представляет собой такое же творение Божие, что и мужчина» (блаж. Августин).
После творения мужчины и женщины Бог благословляет созданного им человека как семейную пару: «плодитесь и размножайтесь». Вот именно это благословение и получают жених с невестой в таинстве Венчания.
Итак, брак был создан Богом вместе с человеком.
«Плодитесь и размножайтесь», — таинственно произносит Бог во время Венчания. Как во время творения человека, Бог вновь творит во время Венчания. Что творит? Он создает новую семью. Не люди создают семьи, а Бог творит новую семью. «Бели не Господь создал дом, напрасно трудился строитель» (Пс). Если не Господь создал семью, то напрасно трудились создававшие ее.
Церковь придает браку важнейший символический смысл и значение. Брак есть подобие отношений Христа и Церкви, а каждая семья — это малая церковь, в которой муж — образ Христа, а жена — образ Церкви, дети — образ верующих во Христа. Что это значит? Это не просто сравнение. Это указание на таинственное сущностное единение мужа и жены, которое подчас непонятно и самим людям, состоящим в браке. Муж и жена — «одна плоть», они уже не два человека, а один, единый целостный человек. Поэтому в браке хотя и две личности — муж и жена, но одна сущность, один Человек. В освященном Церковью браке муж и жена приобщаются к Божественной жизни, становятся «иконой» Церкви.
Как нужно готовиться к венчанию?
В Православной Церкви уже сложился обычай готовиться к Венчанию следующим образом. Будущие православные супруги перед вступлением в брак вместе соблюдают пост и готовятся ко Святому Причастию. Затем они вместе идут в храм, исповедуются и причащаются. Соблюдение этого обычая очень важно и необходимо, так как перед вступлением в брак будущие супруги должны очистить свою совесть от грехов.
Нравственные права и обязанности супругов.
Если семья — это «икона» Церкви, муж — образ Христа, жена — образ Церкви, то как должны вести себя супруги по отношению друг к другу? Есть ли у них права и есть ли обязанности?
Права супругов:
- Супруги имеют право на взаимную любовь и верность.
Обязанности супругов:
- Супруги обязаны любить друг друга и дарованных им Богом детей.
- Супруги должны вместе молиться и ходить в Церковь.
- Они должны вместе поучаться Закону Божию и учить этому детей.
- Супруги должны быть верны друг другу.
- Супруги должны заботиться друг о друге. Итак, «хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви» (свт. Иоанн Златоуст).
Кто не может венчаться?
- Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством.
- Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому измена этому правилу грозит лишением священного сана.
- Монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.
- В соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак».
- Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака. В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
- Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека возможности свободно проявлять свою волю). Однако физическую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.
- Для вступления в брак существуют
определенные возрастные границы. Указом
Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а
невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения таинства
Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном
брачном праве установлен и высший предел
для вступления в брак. Святитель Василий
Великий указывает такой предел для женщин
— 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е
и 88-е). - Брак между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный.
- Запрещается вступать в брак крестным одного человека.
- Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов, «уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя».
- Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака.
- Важное условие для признания действительности церковного брака — единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16,5; Флм. 1,2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7,39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
(О препятствиях к заключению брака на основании материала http://www.pravmir.ru/ venchanie-chast-2-komu- nelzya-venchatsya/)
Зачем регистрироваться в ЗАГСе?
Сейчас любят говорить, что «браки совершаются на небесах», и среди многих православных бытует мнение, что будущим супругам достаточно просто повенчаться, не регистрируясь в ЗАГСе. Но православные христиане не должны сторониться современного государства и его законов, напротив, мы должны подавать пример законопослушности.
С точки зрения нравственного учения Православной Церкви и канонического права Православной Церкви, нет никаких препятствий к регистрации в ЗАГСе. Супруги, вступившие в брак, и, самое главное, их дети берутся государством под защиту закона (Семейный кодекс РФ), и отказываться от такой защиты нет оснований.
Именно поэтому в большинстве православных храмов перед Венчанием требуется предъявить свидетельство о браке.
Почему Церковь запрещает многоженство?
Если мы с вами снова посмотрим в книгу Бытия, то увидим, что Бог сотворил человека именно как семейную пару — Адаму и Еву, «мужчину и женщину сотворил их». Обратим внимание — не одного Адама и нескольких Ев (и наоборот), а одного Адама и одну Еву. Именно поэтому Церковь всегда отвергала многоженство (и многомужество). Все это — искажения, посягательство на акт творения, попытка человека переделать самого себя. Бог создал человека как семейную пару — поэтому «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6).
Позволителен ли развод?
Как мы уже сказали, брак заключает Бог, а не человек. Человек не вправе разрушать то, что создал Бог, поэтому и не позволителен развод с христианской точки зрения. Только в случае измены одного из супругов развод разрешается. Снисходя к немощи людей, в таком случае допускают вступление во второй или даже третий брак. Вступление в четвертый брак не допускается.
Браки с иноверцами. Допустимо ли участие в обряде «никах»?
Всякое участие в обрядах другой религии недопустимо для православных. Поэтому и участие в обряде «никах» является отступлением от православной веры, является грехом.
Что касается браков с людьми неправославными, то если такой брак уже заключен — разрушать его не следует. Для желающих же вступить в брак лучше будет искать будущего супруга (супругу) только среди православных.
Заключение
Чего можно ожидать от союза людей, который не одобрен Богом? Может ли в этом мире существовать что-либо без благословения Творца? Если и существуют такие браки, то только по милосердию и всепрощению Божию.
Дорогие жених и невеста!
Приходите и получите от Бога благословение на ваш союз. Он освятит его руками священника, Он благословит вашу жизнь и даст силы к деторождению и совместному перенесению радостей и скорбей!
Просмотры(18)