В пятое воскресенье по Пасхе после Божественной литургии настоятель церкви Животворящего Креста Господня отец Александр Карпухин на проповеди прочитал прихожанам «Слово в неделю пятую по Пасхе — о жене Самаряныне». Написал это «Слово» священник Спасской церкви села Кулаево Николай Павлович Боков (впоследствии епископ Астраханский и Енотаевский Никодим) 130 лет тому назад. Со времен земной евангельской проповеди Христос Спаситель до сего времени взывает к нам: «Аще кто жаждет, да придет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 38). И ищущие утолить духовную жажду припадают к Вечному Источнику жизни Христу.
«Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный.» (Иоан.гл.4 ст.14)
«Так сказал Господь Иисус Христос жене Самаряныне, как это мы слышали в ныне чтенном Евангелии.
О какой же это жажде, которая может быть удоволетворена на веки и о какой это чудной воде, которая может во веки удовлетворить эту жажду говорит Спаситель? Понятно, братие ,- не о жажде телесной, которая требует постоянного удовлетворения и не о вещественной воде, которая может удовлетворять жажду только временно; но о жажде духовной — о жажде знания истинного Бога и отношений к нему человека и о воде духовной т.е., о самой истине, которая одна только и может удовлетворить эту жажду. Жажда знания истины и жажда собственного счастья лежат в глубине души человеческой и составляют прирожденную её потребность, по которой человек стремится знать все, его окружающее, стремиться познать своего Творца, свои к Нему отношения, цель своего существования и свое будущее и отыскивает пути и средства к достижению счастья. Эта жажда жила во всех людях во все времена; она живет во всех людях и в настоящее время. Нынешнее время даже по преимуществу можно назвать временем жажды духовной в людях. В нынешнее время почти все стремятся к достижению счастья; но только, большинство к глубокому прискорбию и их собственному полному несчастию, идет к этой цели не верными путями и пользуется для достижения её не верными средствами; от того и жажда их остается жаждою неудовлетворенною. Есть в среде людей нынешнего времени люди с философским направлением ума, которые, стремясь к высшему знанию, жаждут решить путем изучения мироздания и усилиями собственного ума великие и трудные вопросы: кто сотворил этот видимый, полный гармонии и бесчисленного множества живых существ, мир, какое назначение в нем человека, какая цель существования последнего, какое отношение к нему и к миру Творца и т.п.? И люди эти с удивительным терпением и трудом, желая постигнуть и раскрыть это, изучают скрытые силы природы, изучают землю, небо, человека и все, что только возможно наблюдать и изучать и, на основании этого изучения, строят множество систем, теорий и гипотез, иногда одна с другою расходящихся, одна другой противоречащих и взаимно исключающих, волнуются, спорят и доказывают каждый истинность своих измышлений. В их измышлениях Творец является то какою то безличною, грандиозною силою, действующею механически -бессознательно, то — личным существом, но не имеющим ни какого отношения к миру, им сотворенному, — то наконец миру приписывается ими какое то случайное происхождение. Человек в этих системах и теориях то возводится в достоинство царя природы, высшего в ней и разумного существа; то низводится в разряд обыкновенных видов животного царства, имеющих животно — материальное и только временное существование; а отсюда как логическое последствие является в них то гордое сознание своего высокого достоинства и ответственность только перед себе подобными во имя общего блага, то — презрение к себе и к жизни и полная безответственность перед кем бы то ни было, во имя личного животного блага. Но проходит известное время — и системы эти, как не соответствующие внутренним, хотя безотчетным, стремлениям души человеческой, как бессильные попытки постигнуть естественными силами ума беспредельную истину, как основанные на личных взглядах, на односторонности изучения явлений мировой жизни и на возведении частных явлений в общий мировой закон, — падают сами собою- и сами творцы их разочаровываются в них и оставляют как совершенно ошибочные и ложные, принимаются за новые изыскания и исследования — и снова приходят к тем же последствиям. И жажда их — жажда знания истины остается в них неудовлетворенною.
Есть так же в среде людей нынешнего времени и такие, которые не задаваясь вопросами высшего знания, все стремления свои направляют к удовлетворению жажды счастья, к достижению спокойного наслаждения жизнью для всех людей. Поставляя это счастье по преимуществу в материальном благе, и видя, что такому счастью препятствует проявление злой воли отдельных лиц, они придумывают меры и средства к ограждению личного права, и к утверждению общего счастья, но не смотря на все их усилия, зло не уступает, не прекращается, обходит законы, пользуется их не полнотою и не точностью и проторгается всюду. Таким образом и эти люди не достигают удовлетворения томящей их жажды счастья; а только ведут трудную борьбу со злом и т.о. вместо счастья испытывают страдание, вместо радостей и удовольствий — горечь и разочарование, т.е. жажда счастья остается в них неудовлетворенною.
Между людьми нынешнего времени есть и такие, которые ,подавив в себе жажду высшего знания и стремления к счастью общественному, жаждут и ищут только личного счастья. Поставляя это счастье главным образом в телесных наслаждениях, эти люди все стремления свои направляют к умножению материальных благ, чтобы иметь возможность быть независимыми и уважаемыми, предаваться бездействию, неге и лености, устраивать различные увеселительные собрания и вообще удовлетворять всем вожделениям плоти. — Но все эти люди в стремлении своем к достижению материального блаженства, прежде всего и неизбежно сталкиваются между собою из за обладания большим количеством благ, вступают в борьбу, оспаривают эти блага друг у друга, крадут, обманывают, друг другу наносят вред и тем отравляют и совершенно разрушают это счастье один у другого, еще за долго до его достижения. Не достигшие его после борьбы, или достигшие не в той мере, в какой — этого требовали сильно развитые потребности, одни в своем озлоблении, стараются вредить другим; а другие впадают в мрачное отчаяние и приходят к страшному заключению — «не стоит жить». Но и достигшие желаемого счастья не могут надеяться на его продолжительность; за полным удовлетворением телесных потребностей, за обилием чувственных наслаждений, как неизбежное возмездие, всегда начинается пресыщение, разочарование, а иногда даже отвращение, и как их последствие — тоска и мучительное жаждание чего то нового, неизведанного, чего не могут уже дать материальные блага; следовательно вместо искомого счастья и для этих людей является опять горечь и страдание.
Так блуждает большинство современных людей в стремлении своем к истине и счастью, претерпевая отчаяние, горе и страдания!
Но от чего это блуждание людей нынешнего времени?
Это блуждание было понятно во времена до пришествия Господа Иисуса Христа, когда грешное человечество, лишившись близкого общения и руководительства Божия, было предоставлено собственным силам и средствам в познании истины и благоустроения своей жизни. Но от чего это блуждание в удовлетворении жажды знания истины и счастья в нынешнее время, когда человечество даже начинает гордиться своим умственным развитием, когда живая вода, утоляющая духовную жажду, уже столько веков течет живым и обильным ключом в церкви Христовой, напаяет и утоляет жажду всех приходящих к её приснотекущему источнику? от того, братие, эта жажда в этих людях, что они всякий раз, как только чадолюбивая матерь св. Церковь, видя их томящимися этой жаждою, начинает их призывать к себе словами Спасителя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет ( Иоан.гл.7.ст. 37) и иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки, (Иоан. гл.4 ст. 14) эти люди не с недоумением самарянки, а с предвзятым недоверием, надменностью, презрением, а иногда даже с насмешкою и глумлением отвечают : ни почерпала имаши, а студенец глубок, т.е. как бы так отвечают: как ты можешь, не зная науки, удовлетворить в нас эту жажду, когда мы, исследовавшие и небо, и землю, и все силы природы, не могли достигнуть удовлетворения?! А между тем если бы все эти люди с большим доверием и внимание углубились в учение Христово, то действительно нашли бы в нем тот живой источник истины, который они столь безнадежно отыскивают и почувствовали бы то блаженное спокойствие духа, которое чувствует всякий истинно верующий во Христа Слова ли только это? Посмотрим в самом деле — насколько учение Христа может удовлетворить ту жажду знания истины и счастья, которые по самой духовной природе нашей присущи нам.
Человек, как уже сказано, по требованию своей духовной природы стремится познать своего творца. И христианская религия дает ему, в удовлетворение этого его стремления, твердое, положительное и чуждое всяких колебаний учение, которое вещает ему, Что Бог есть существо личное, чистейший, высочайший и совершеннейший Дух, бессмертный, вечный, преблагий, Творец и Промыслитель всего мира. Если это учение не вполне для человека постижимо, то потому, что человек есть существо конечное и несовершенное, которое не может понять Бесконечного и Всесовершенного. Объяснять ли это? Насекомое не может понять, что можно жить десятки лет; бессловесная тварь не может понимать нравственных побуждений. Но учение это, будучи не вполне постижимым, вполне для человека удобоприемлемо. Принимая это учение, человек приобретает самое высшее знание — такое, которого он не может приобрести путем естественным и чрез это избавляет себя от бесплодных блужданий в удовлетворении знания, блужданий, порождающих моральное страдание и т.о.вместе с высшим знанием истины о существе творца и его отношении к миру, приобретает то спокойствие духа, которое именуется духовным блаженством.
Человек жаждет также знать отношения к себе Творца. При своем вполне сознательном превосходстве надо прочими тварями, он тем не менее, по горькому опыту своего в мире существования, сознает свою слабость и беспомощность в ряду других существ и бездушных сил природы, чувствует необходимость твердой опоры в другом, более сильном существе, могущем поддержать и укрепить его среди житейских бурь; по внутреннему безотчетному побуждению он желает, чтобы это существо относилось к нему с любовью, чтобы он мог в минуты своих страданий надеяться на скорую, сильную, а иногда даже на необыкновенную помощь. И вот учение Христово, в ответ на это его внутренне желание, вещает ему, что Бог, Творец мира, создав человека по образу и подобию Своему, возлюбил его более всех тварей, так что люди не суть простые создания, а чада Божии (Рим.8 гл. 16 ст.), что Он при самом создании человека поставил его царем мира ( Быт.гл.1 ст.26.),что, промышляя постоянно о мире, о человеке Он заботится в особенности, так что и волос с его главы не упадет без воли Его, что Он человеку дожди дает и времена плодоносна и исполняет пищею и веселием сердце его (Деян. гл. 14 ст.17), что Он постоянно готов слышать и слышит его моления, ибо говорит: просите и дастся вам и вся елика с молитвою вопросите,- даст вам (Матф.гл.7 ст.7) и что наконец Бог так возлюбил человека, что для спасения его от греха и возвращения к вечной блаженной жизни, не пожалел возлюбленного Сына Своего и обрек Его на воплощение и жизнь среди нас, на унижение, страдание и позорную смерть. Человек, принимая это учение, хотя не вполне для него достижимое, но вполне соответствующее его духовным желаниям, не только приобретает высшее знание об отношениях к нему Творца, но в тоже время проникается всем существом своим тем блаженством духа, которое бывает в нем от сознания любви к нему существа высшего и могущественного.
Человек жаждет также знать конечную цель своего существования. Он, живя в мире, наслаждаясь его красотою и пользуясь в обилии его дарами, в глубине души все таки не удовлетворяется этим и, не смотря на ограниченность своего существа, безотчетно ищет для себя чего то высшего: ищет могущества, для полного обладания миром, ищет бесконечного совершенствования и бесконечного существования, одним словом ищет богоподобия. И учение Иисуса Христа открывает ему, что он, как созданный по образу и подобию Божию, назначен не к временному существованию, а к бытию вечному, что он создан быть образом Бога на земле, и что он может удовлетворить этому своему стремлению, что не смотря на ограниченность своего существа, не смотря на свое падшее состояние и свою нравственную испорченность, он может достигнуть могущества на земле, если только будет иметь веру в Бога, ибо Господь сказал аще имате веру и речете горе двинися и верзися в море — будет вам (Мрк. 11 гл. 23 ст.). Он может достигнуть и бесконечного бытия, если будет веровать в сына Божия Господа Иисуса Христа, причащаться тела и крови Его и будет любить ближних, ибо сказано в Евангелии, что всякий верующий в сына Божия и причащающийся тела и крови Его имать живот вечный (Иоан. 6 гл. 54 ст. ) и аще умрет оживет (Иоан. 11 гл. 25 ст.), и всякий не любящий брата пребывает в смерти ( 1 посл. Иоан.3 гл.14 ст.). Он может наконец достигать и бесконечного совершенствования и богоподобия, имея постоянно пред глазами своими великий пример в лице Сына Божия Иисуса Христа, Который говорит в своем Евангелии : будете совершени, яко же и Отец ваш небесный совершен есть (Матф. 5 гл. 48 ст.). И человек, принимающий это св. учение с твердою верою, видя в нем начертанный путь к удовлетворению стремлений своей души к могуществу, бесконечному бытию и совершенствованию, проникается полным спокойствием духа, т.е. достигает духовного блаженства еще на земле.
Человек по природе души своей стремится и жаждет видеть Бога и быть ближе к Нему. Об этой его потребности свидетельствует стремление людей во все времена изображать Бога в той или другой форме и устроять Ему храмы. Учение Христово отвечает и на эту потребность души человеческой. Оно не только научает его, что он может видеть Бога, когда говорит : блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Матф. гл.5 ст.8 ), но и дает ему средства иметь в сердце своем Бога — жить вместе с Ним, когда говорит : аще друг друга любим,- Бог в нас пребывает (1 Посл. Иоан. 4 гл. 12 ст.) и ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Иоан. гл. 6 ст.56).
Человек далее жаждет блага общественного т. е. жаждет счастья не для себя только, но и для других. Он возмущается злом, насилием, хищением, нарушением прав личности, происходящим от человеческого эгоизма и стремится к ограничению их. Св. учение Христово не оставляет без удовлетворения и этой жажды в человеке и даст ему самое действительнейшее средство к уничтожению эгоистического зла. Оно, не уничтожая естественной любви к себе, как думают некоторые, призывает человека во имя собственного счастья ограничить свой эгоизм. Яко же бо хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им, говорит Спаситель. 9Матф. 7 гл. 12 ст.). Представим себе, что было бы, если бы все люди прониклись этим святым и спасительным учением, воспитали в себе бы на нем себя и целые поколения? Было бы то, что горе, холод, нищета, обиды, насилия , а с ним — слезы и страдания, наполняющие теперь общества человеческие и происходящие от эгоистического зла в людях, совершенно исчезли бы и на земле установилось бы то довольство и счастье, которых так тщетно добиваются теперь люди.
Наконец человек по природе своей жаждет личного душевного мира и спокойствия, которые составляют самый верный залог семейного счастья. Учение Христово и в этом последнем случае не оставляет человека без руководительства и дает ему самое простое и действительное средство к достижению сего стремления, когда говорит: приидите и научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем — и обрящете покой душам вашим.(Матф.11 гл. 29 ст.). Если бы все люди прониклись стремлением исполнять это учение в жизни своей, то на земле водворился бы тот рай, о котором так воздыхает теперь человек и установилось бы то Царство Христово, о котором Господь сказал, что оно внутрь нас есть.
Таким образом учение Иисуса Христа отвечает на все запросы и стремления души человеческой и утоляет её прирожденную жажду знания истины и счастья!
Но не одним своим содержанием учение Христа Спасителя сильно в своем действии и влиянии на душу человека. Оно более всего сильно тою благодатью св.Духа, которую получает всякий слушающий и, с желанием веровать, принимающий его. Эта благодать, обильно изливаемая Богом на всякого верующего в Христово учение, даёт ему ту, непостижимую для неверующего, чуткость, которая помогает ему в событиях и обстоятельствах жизни находить подтверждение того, что говорил Иисус Христос о Боге и Его отношении к человеку, сообщает силы и разумение постигать непостижимое, видеть невидимое и достигать большего и большего духовного совершенства. И это не слова только, а действительность и истина, запечатленные величественными и удивительными событиями из жизни людей, верующих в Господа Христа! Как объясните вы естественным образом то удивительное самоотвержение первых христиан, с которыми они, отрекаясь от богатства, знатности, уз родства, супружеских привязанностей и всех удовольствий жизни, восходили на костры, претерпевали пытки, мучения и лишение жизни — и все это только из-за того, чтобы быть Христовыми? Как объясните вы естественным образом то, что у них среди самых жесточайших мучений, даже при расставании с жизнью, из глубины души вырывались восторженные гимны во славу Господа Иисуса Христа? Упорное неверие увидит здесь только фанатизм; но для всякого верующего, это та живая вода, текущая в живот вечный, о которой говорил и учил И.Христос.
Итак будем же, братие, внимать спасительным словам Христа Бога нашего и почерпать истину из того приснотекущего источника, который Он дал нам в своем св. Евангелии, а потому будем иметь св. Евангелие книгою своего ежедневного чтения, чтобы, исполняясь чрез оное благодати, укреплять себя в вере и добродетели и тем ежедневно спасать себя от увлечений суемудрыми измышлениями человеческого разума, мудрствующего по стихиям мира, а не по Христе. Будем стремиться более всего к счастью духовному и вечному, а не заботиться только о телесном и временном и будем достигать его теми путями и средствами, какие указывает нам Христос Господь, т. е. любовью к ближним, взаимною помощью, терпением и смирением, а не искать его в устроении роскошных жилищ, различных увеселений и в удовлетворении плотским вожделениям. Будем для достижения истинного своего счастья бороться со злом, когда он еще в нашем сердце и побеждает его в корне и зачатке, а не видит спасение от него в поставлении ему преград в форме наказаний уже после его обнаружения и побеждать зло в других людях, по слову апостола, духом кротости, путем вразумления и воспитания их в добре, а не посредством тех чудовищных насилий, какие проповедуют нынешние мрачные и мнимые радетели общественного блага. Вообще во всех обстоятельствах своей жизни будем просвещаться светом учения Господа Иисуса Христа — Бога нашего и всегда воспевать Ему с верою и упованием, вместе с церковью : Ты, Господи, Мой свет, в мир пришел еси! Свет святый, обращай из мрачна неведения верою воспевающая Тя (церк. п. 4 гл.). И только тогда мы соделаемся сынами истины и наследниками счастья, — временного на земле и блаженства вечного на небе. Аминь.
Казанского Кафедрального собора священник
Николай Боков.(1887г)»
Просмотры(23)