В архивном фонде Казанской духовной консистории в клировых Ведомостях о Спасской церкви с. Кулаево Казанского уезда Казанской губернии за 1815—1916 г. имеются следующие сведения о священнике Николае Павловиче Бокове:
«1873—1884 г. священником состоял Николай Павлович Боков. Родился 27 января 1850 года в селе Куплях Шатского уезда Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил в 1872 году Тамбовскую духовную семинарию. В сентябре 1872 года был определён псаломщиком в с. Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии и занял должность учителя сельской школы».
Известно, что:
С 15 июня по 1 августа 1873 года Николай Павлович Боков был командирован Борисоглебским училищным советом на учительский съезд в г. Тамбов для слушания педагогических курсов.
В сентябре 1873 года согласно его желанию Николай Павлович был принят в Казанскую епархию. 8 ноября 1873 года был рукоположен в сан священника к сельской церкви села Кулаево.
В декабре 1877 года духовенством местного благочиннейшего округа о. Николай избран и утверждён членом благочиннеческого совета и депутатом по межевым делам. Через год в декабре 1878 года по представлению инспектора народных училищ был определён Епархиальным начальством законоучителем Кулаевской сельской школы, открытой благодаря его стараниям в августе 1878 года.
Настоятель церкви села Кулаево о. Николай Боков был женат, в семье родилось две дочери. Инородческими языками не владел. За время службы неоднократно поощрялся. В марте 1879 года за ревностное исполнение пастырских обязанностей был награждён набедренником, в мае 1879 года за усердные труды при постройке дома псаломщика и бережное отношение к средствам, выделенные по проекту на постройку, ему была объявлена благодарность епархиального начальства.
В 1880 году о. Николай Боков был избран в депутаты на епархиальный и окружной учительские съезды духовенства на 3 года. В 1882 году, по не подтвержденным сведениям, у священника Николая Павловича Бокова родился сын, которого назвали Владимиром.С 1884 года переведен на службу в Казанский кафедральный собор.
В 1887 году о. Николай овдовел и поступил в казанскую духовную академию, занимая должность священника собора и председателя правления епархиального свечного завода.
В 1890 году о. Николай Боков был определён священником домовой церкви во имя святого мученика Александра при Александровском приюте для девочек (ныне Дом Ученых на ул. Бутлерова д. 30 г. Казани).
В 1891 году окончил академию со степенью кандидата богословия.
15 августа 1891 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии.
6 октября 1891 года пострижен в монашество с именем Никодим.
28 февраля 1893 года иеромонах Никодим (Боков) был возведён в сан архимандрита и 1 марта назначен ректором Симбирской духовной семинарии.
25 июля 1895 года он был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. Хиротонию в Свято—Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили: митрополит Санкт—Петербургский Палладий, архиепископ Финляндский Антоний, архиепископ Херсонский Иустин, епископ Нарвский Никандр и епископ Гдовский Назарий.
17 декабря 1900 года назначен епископом Благовещенским и Приамурским.
3 ноября 1906 года назначен епископом Рязанским и Зарайским.
25 июля 1911 года назначен епископом Полоцким и Витебским.
8 марта 1913 года назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Объездил немалое количество сёл епархии. Настоятельно рекомендовал всем священникам регулярно устраивать благовестнические путешествия по приходу с проповедью Евангелия, так как это могло быть лучшим общением пастыря с его пасомыми в их домашней повседневной обстановке.
Епископ Никодим много заботился о духовно-учебных заведениях, на воспитанников семинарии, окончивших курс, всегда смотрел как на первых кандидатов в священство, предоставляя им сразу по окончании курса священнические места. Во всех заведениях он улучшил содержание учащихся пищей, и ввиду недостатка в епархии средств на переустройство мужского духовного училища обещал дать им временно из сумм архиерейского дома, тем самым подвигнул вперёд долго длящееся дело переустройства училища.
Заботился епископ Никодим и об улучшении миссионерского дела в епархии, привлекая к участию в нем не только миссионеров, а всё духовенство. По благословению владыки 2 февраля 1914 года в Епархиальной библиотеке состоялся публичный диспут с баптистами по вопросу о крещении младенцев. Событие привлекло к себе массу участников. Зал библиотеки не мог вместить всех желающих, полиция еле сдерживала толпу у входа, которая напирала своим натиском, выбив стекла у входной двери. После долгих споров баптисты, не выдержав, с шумом покинули зал Епархиальной библиотеки. Было это уже в первом часу ночи.
Астма уложила владыку в постель. Приглашенные врачи Телятников, Перельман и другие признали в нем несколько болезней, кроме астмы, болезнь почек и диабет, заявив, что болезнь владыки серьезна и внушает опасения. Поэтому к владыке были вызваны сын, священник из Рязани (предположительно, это священник Казанского девичьего монастыря г. Рязани о. Владимир Николаевич Боков), и две дочери из Казани. Приезд родственников несколько поднял упавший его дух. Приглашенный из Казани выдающийся диагност профессор Казем-Бек Алексей Николаевич (Мирза Алексей Абдулл саттар оглы, 1859 — 1919 гг.) подтвердил мнение астраханских врачей об угасавшей жизни и не оставил никакой надежды на выздоровление. Последние дни владыка дышал кислородом и поддерживал свою жизнь посредством вспрыскивания камфары, хотя временами был бодр и жизнерадостен. За это время он дважды исповедывался и причащался Св. Тайн, один раз соборовался, благословлял и прощался со своими родными и окружающими его лицами, просил всех жить по Божьи, и сделал нужные распоряжении относительно своей смерти и погребения.
Епископ Никодим (Боков) скончался 13 марта 1914 года. 15 марта в Троицком соборе произошло отпевание почившего. Гроб с телом владыки был перенесён в нижний Владимирский храм кафедрального собора, где уже была приготовлена могила. Епископ Никодим стал последним из астраханских архиереев, нашедших пристанище в усыпальнице Успенского собора.
Одним из выдающихся трудов владыки являются Катехизические трактаты об основных догматах веры. Изложены они просто, ясно и назидательно. Кроме этого труда он составлял и издавал беседы, листки и брошюры. Газета «Колокол» в 1913 году дала епископу такую оценку; Он владеет особенными качествами делового, административного ума, стойкого и независимого характера, большим жизненным и административным опытом, заслуживают внимание его объёмистые резолюции, в которых он исчерпывающе анализирует и беспощадно критикует подлежащее его суждению дело или вопрос.»
Просмотры(76)